Александр Родченко – известнейший
советский фотограф, стоявший у истоков советского авангарда, один из
основоположников конструктивизма. Своими работами он задал новейшие стандарты
рекламы и дизайна СССР, изменил сложившееся представление о фотоискусстве.
Александр Родченко родился в 1891
в семье прачки и театрального бутафора. Детство и юность будущего фотографа
прошли в Казани. По настоянию отца после школы Родченко выучился на зубного
техника и даже успел поработать по специальности.
Однако мечтал юноша о другом:
в 1911 г. он поступает в Казанскую художественную школу, где вскоре знакомится
с будущей женой, молодой художницей Варварой Степановой. В 1916 супруги
переезжают в Москву и начинают учебу в знаменитой Строгановке.
Вскоре Александра Михайловича
призывают в армию, до 1917 г. он служит завхозом санитарного поезда. После
Февральской революции Родченко назначают секретарем московского профсоюза
художников. Занятия живописью он совмещал с активной административной и
преподавательской деятельностью, участвовал в крупных художественных и
архитектурных выставках, оформлял декорации для театра и кино.
В начале 20-х годов Родченко
делает первые шаги в фотографии. Молодой художник полностью очарован новым
направлением искусства и быстро завоевывает репутацию новатора. Уникальные
фотоколлажи авторства Родченко печатаются крупными советскими журналами.
|
Варвара Степанова, двойная экспозиция |
|
Александр Шевченко, двойная экспозиция |
|
Осип Брик, один из основателей журнала ЛЕФ |
|
Стереотипы. Из серии Очерк о газете |
По
приглашению Маяковского он работает над иллюстрациями издания поэмы «Про это».
В 1926 г. вместе с советским поэтом Александр Михайлович оформляет панно на стене
Дома Моссельпрома.
Вскоре Родченко публикует свои
первые ракурсные снимки. Фото зданий, снятых с верхней точки, обладали
невероятной динамичностью.
|
Балконы. Из серии Дом на Мясницкой |
|
Двор. Из серии Дом на Мясницкой |
|
Пожарная лестница. Из серии Дом на Мясницкой |
В начале 30-х гг. фотограф подвергся резкой критике
за ряд портретных снимков, сделанных с нижнего ракурса крупным планом. Родченко
обвинили в формализме, а лица изображенных пионеров назвали буржуйскими. Автор
не оставался в долгу и в ответных публикациях выступил против устоявшейся
скучной манеры съемки. Родченко настаивал на необходимости освоения новых
ракурсов, поиска новых путей в фотоискусстве.
|
Пионер |
|
Пионер-трубач |
|
Пионер |
|
Пионерка |
В 30-е гг. Александр Михайлович
работает фотокорреспондентом, снимает стройку Беломорканала, делает серии фото
советских спортсменов и артистов цирка. Первые годы войны проходят в эвакуации
в Пермской области. После войны Родченко возвращается к живописи, занимается
оформлением выставок, работает над фотоальбомами.
|
За червями (Мальчики в лодке). Карелия |
|
Море |
|
Прыжок в воду |
Нестандартный подход к творчеству не оставался без внимания
недоброжелателей. Конфликт с коллегами и властью закончился в 1951 г.
исключением фотографа из Союза художников. Восстановили Родченко только 3 года
спустя, после смерти Сталина. Он умер в декабре 1956 г. от инсульта, похоронен
на Донском кладбище Москвы.
Интересно, каковы критерии, по которым лица относят к буржуйским?
ОтветитьУдалить