среда, 7 ноября 2018 г.

Русский мир в объективе Карла Фишера


Этот фотограф прусского происхождения сумел запечатлеть все знаковые события культурной жизни России рубежа XIX – XX вв. Его фотографии сохранили для нас сцены из прославленных спектаклей, портреты выдающихся деятелей искусства, виды русских городов. Сегодня речь пойдет о Карле Фишере.






Профессиональная деятельность Карла Фишера началась в 1860-х гг. в Самаре. Именно там он организовал и в течение почти 15 лет управлял фотоателье. Им же организовано одно из первых профессиональных фотоателье в Оренбурге. Провинциальные города давали большой простор для творчества молодому и целеустремленному фотографу. Конкуренции там практически не было, зато экзотики хоть отбавляй. Он занялся видовой съемкой Оренбурга, фиксировал на пленку раскопки курганов, собирал коллекцию типов «инородцев», киргизов и башкир. Он представил 1000 фототипий на Всероссийскую фотографическую выставку 1882 года и получил золоту медаль.




В 1886 он перебрался в Москву. Вскоре начал работу в одном из крупнейших фотоателье того времени -  И.Г. Дьяговченко, которое с этих пор стало именоваться «Фотография К. А. Фишера, преемника И. Дьяговченко», а затем – «Фотография К. А. Фишера, бывшая И. Дьяговченко». Помимо фотографии он организовал мастерскую по производству фототипий и фотолитографий. 



С 1892 года Фишер – официальный фотограф императорских театров. Он снимал спектакли Большого, Малого, Московского художественного, Мариинского театров, частной оперы Мамонтова. Создал галерею фотопортретов композиторов и актеров рубежа XIX – XX вв. 











В те же годы он тесно сотрудничал и с художественными музеями: Третьяковской галереей, Румянцевским музеем, Музеем изящных искусств имени Александра III. Добился преимущественного права продавать фоторепрорукции произведений искусства из фондов этих музеев. И первым в России занялся изданием альбомов и музейных каталогов, содержащих фототипии.

Карл Фишер с группой сотрудников, 1912 год

К. Фишер производил съемку археологических и строительных работ, публиковал фотохронику московских событий в периодической печати, занимался выпуском открыток с видами российских городов, памятников архитектору, портретами деятелей культуры и науки своего времени. Его вклад в развитие российской фотоиндустрии не оценим. Однако конец его бесславен. В 1914 году, после начала Первой мировой войны, Карл Фишер был лишен всех привилегий, его заведения были разгромлены псевдопатриотами, не простившими ему немецкого происхождения. В 1923 фотография Фишера была национализирована, а о его дальнейшей судьбе ничего не известно.

Фото с сайта - История России в фотографиях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий