Он
родился в Российской империи, был свидетелем двух мировых войн, революционного
переворота и Гражданской войны, отбывал наказание в сталинских лагерях, был реабилитирован
при Хрущеве и умер в годы брежневского застоя. Но во всех обстоятельствах, он
продолжал создавать фотографии, демонстрируя замечательную преданность своему
ремеслу. Сегодня речь пойдет об Александре Гринберге (1885-1979) – одной из ведущих
фигур русской живописной фотографии.
Александр
Гринберг снял первый кадр в 10 лет, но увлекся фотоискусством значительно позже,
в годы обучения в Московском
университете (1905–1912). В 22 года он уже член Русского фотографического
общества, через год получает серебро на Всероссийской выставке в Москве, а еще
через год – золото на Международной выставке. С этого времени, в течение почти
20 лет его работы выставляются на крупнейших отечественных и международных
выставках, на некоторых из них он берет престижные награды.
Параллельно
с фотографией в 1914 году Александр Гринберг профессионально занялся кино. В
течение 5 лет он работал оператором на разных кинопроизводствах, позднее 7 лет заведовал
кафедрой кинотехники и киносъемки. В этот период он познакомился с Сергеем
Эйзенштейном и отснял серию портретов знаменитого режиссера.
Александр
Гринберг использовал в работе свой метод. Он один из первых в России фотографов,
кто начал делать серии снимков. Даже в работе над портретом, он снимал модель с
разных ракурсов, ставил ее в разные позы, переодевал, предлагал изображать
различные эмоции, этим он сблизил фотографию с кинооператорской работой. Наиболее
известные серии его работ: «Античный мотив», «Русская усадьбы», «Вакханалия».
Из серии "Античные мотивы" (1923) |
Из серии "Античные мотивы" (1923) |
Из серии "Античные мотивы" (1923) |
Фотограф
устраивал съемки в декорациях классической архитектуры подмосковных усадьб, а в
роли моделей использовал танцоров студии Веры Майя. В образе мифических дриад и
наяд они разыгрывали сценки, танцевали, позировали на каменных ступенях, в
окружении мраморных изваяний. В результате появились серии фотоэтюдов,
создающих ощущение сопричастности происходящему.
А. Гринберг. Искусство движения |
А. Гринберг. Искусство движения |
А. Гринберг. Искусство движения |
А. Гринберг. Искусство движения |
Для работы над проектом «Искусство движения» Александр Гринберг изучал пластические
формы искусства, экспериментировал с техниками печати, варьировал цвет фона. Снимая
акробатов, гимнастов, танцоров он создал несколько серий пластических фотоэтюдов,
которые напоминают абстрактную каллиграфию. В его работах модели теряют свою индивидуальность
и превращаются в изобразительные знаки, а вся композиция стремится к
абстракции.
Наибольшую известность Александр Гринберг получил, снимая
обнаженную натуру. В жанре ню он начал снимать еще в 1920-х. Его работы многообразные
и завораживающие. Обнаженные модели, скрытые прозрачными тканями, зонтами,
сидящие и лежащие на шкурах леопардов или траве не имеют ничего общего с порнографией.
Фотограф в своих работах выступил исследователем обнаженного тела, его пластики
и красоты. Однако его представления об искусстве не сошлись с линией партии. В
1936 году он был арестован за распространение порнографии и осужден на 5 лет
трудовых лагерей. Правда, за примерное поведение его освободили раньше срока, в
1939 году. А после смерти Сталина полностью реабилитировали.
Комментариев нет:
Отправить комментарий