понедельник, 3 декабря 2018 г.

Несколько слов об Александре Гринберге


Он родился в Российской империи, был свидетелем двух мировых войн, революционного переворота и Гражданской войны, отбывал наказание в сталинских лагерях, был реабилитирован при Хрущеве и умер в годы брежневского застоя. Но во всех обстоятельствах, он продолжал создавать фотографии, демонстрируя замечательную преданность своему ремеслу. Сегодня речь пойдет об Александре Гринберге (1885-1979) – одной из ведущих фигур русской живописной фотографии.


Александр Гринберг снял первый кадр в 10 лет, но увлекся фотоискусством значительно позже,  в годы обучения в Московском университете (1905–1912). В 22 года он уже член Русского фотографического общества, через год получает серебро на Всероссийской выставке в Москве, а еще через год – золото на Международной выставке. С этого времени, в течение почти 20 лет его работы выставляются на крупнейших отечественных и международных выставках, на некоторых из них он берет престижные награды.

Параллельно с фотографией в 1914 году Александр Гринберг профессионально занялся кино. В течение 5 лет он работал оператором на разных кинопроизводствах, позднее 7 лет заведовал кафедрой кинотехники и киносъемки. В этот период он познакомился с Сергеем Эйзенштейном и отснял серию портретов знаменитого режиссера.

Александр Гринберг использовал в работе свой метод. Он один из первых в России фотографов, кто начал делать серии снимков. Даже в работе над портретом, он снимал модель с разных ракурсов, ставил ее в разные позы, переодевал, предлагал изображать различные эмоции, этим он сблизил фотографию с кинооператорской работой. Наиболее известные серии его работ: «Античный мотив», «Русская усадьбы», «Вакханалия». 

Из серии "Античные мотивы" (1923)

Из серии "Античные мотивы" (1923)

Из серии "Античные мотивы" (1923)

Фотограф устраивал съемки в декорациях классической архитектуры подмосковных усадьб, а в роли моделей использовал танцоров студии Веры Майя. В образе мифических дриад и наяд они разыгрывали сценки, танцевали, позировали на каменных ступенях, в окружении мраморных изваяний. В результате появились серии фотоэтюдов, создающих ощущение сопричастности происходящему.

А. Гринберг. Искусство движения

А. Гринберг. Искусство движения

А. Гринберг. Искусство движения

А. Гринберг. Искусство движения

Для работы над проектом «Искусство движения» Александр Гринберг изучал пластические формы искусства, экспериментировал с техниками печати, варьировал цвет фона. Снимая акробатов, гимнастов, танцоров он создал несколько серий пластических фотоэтюдов, которые напоминают абстрактную каллиграфию. В его работах модели теряют свою индивидуальность и превращаются в изобразительные знаки, а вся композиция стремится к абстракции. 

       Наибольшую известность Александр Гринберг получил, снимая обнаженную натуру. В жанре ню он начал снимать еще в 1920-х. Его работы многообразные и завораживающие. Обнаженные модели, скрытые прозрачными тканями, зонтами, сидящие и лежащие на шкурах леопардов или траве не имеют ничего общего с порнографией. 




Фотограф в своих работах выступил исследователем обнаженного тела, его пластики и красоты. Однако его представления об искусстве не сошлись с линией партии. В 1936 году он был арестован за распространение порнографии и осужден на 5 лет трудовых лагерей. Правда, за примерное поведение его освободили раньше срока, в 1939 году. А после смерти Сталина полностью реабилитировали.



Комментариев нет:

Отправить комментарий