понедельник, 13 апреля 2015 г.

Династия иллюзионистов Кио

Преемственность поколений, передача мастерства от отца к сыновьям – давняя традиция цирковых семей. Известные династии русского цирка: клоуны-дрессировщики Дуровы, гимнасты-укротители Запашные и, конечно, популярнейшие советские иллюзионисты Кио. На протяжении XX века семья виртуозов-фокусников оставалась на вершине популярности и подняла искусство иллюзионизма на недосягаемую высоту.


Отец: Эмиль Теодорович


Родоначальник династии Эмиль Гиршфельд начал артистическую карьеру в театре миниатюр. Революция застала труппу на гастролях в Киеве; оттуда театр перебрался в более спокойную Польшу. Эмиль Теодорович поступил в местный цирк Чинизелли и за несколько лет совершил путь от билетера до ведущего иллюзиониста. В этот период рождается псевдоним Кио, казавшийся артисту более подходящим для цирковых афиш.



В начале 20-х иллюзионист возвращается в Россию и начинает выступать различных московских площадках. Номера выстраивались в характерной манере: факир облачался в восточные халаты и чалму, над сценой витала атмосфера таинственности. В начале 30-х годов журналисты начали критиковать буржуазную манеру советских иллюзионистов. Эмиль Теодорович прислушивается к голосу новой эпохи и реорганизует свои выступления. Кио облачается в черный фрак, номера приобретают более бытовой характер и злободневность.

Перенесение иллюзионных номеров на открытую со всех сторон цирковую арену было сложной задачей. Зрители могли заметить аппаратуру, скрытые действия ассистентов и разгадать фокус. Однако талантливый иллюзионист не боялся трудностей: сосредоточившись на сюжетной составляющей номеров, он умело отвлекал внимание публики от своих профессиональных секретов. Кио первым добавил в свои выступления клоунов, сорвав с иллюзионизма покров мистики и добавив ему элементы сатиры.

Отличительной особенностью представлений Кио являлись интеллектуальные головоломки, перед которыми иллюзионист ставил публику. Активное общение со зрителями, элементы сатиры делали выступления живыми и злободневными. Кио стал создателем ряда новых уникальных трюков и фокусов, которые до сих пор используются ведущими иллюзионистами мира. Эмиль Теодорович скончался в 1965 году в Киеве, где проходили очередные гастроли цирка.

Сыновья: Эмиль


Старший сын Эмиля Теодоровича по настоянию отца окончил МИСИ и некоторое время работал по специальности: он спроектировал Театральную площадь в Рязани. Но он видел свое будущее иначе и при первой возможности вернулся в цирк. Несколько лет он ассистировал отцу, а после его смерти создал собственную программу.



Полученное техническое образование пригодилось иллюзионисту: Э.Э. Кио самостоятельно конструировал сложнейший реквизит. Его знаменитым изобретением является «волшебная веревка» – канат, способный стоять вертикально без верхней опоры. Номер с использованием уникального реквизита был в репертуаре обоих младших Кио.


Более 15 лет Э.Э. Кио вел рубрику о фокусах в популярном журнале «Юный техник». С 1991 года он возглавляет российский Союз цирковых деятелей.

Сыновья: Игорь


В младшем сыне Эмиль Теодорович видел своего преемника, именно он унаследовал весь реквизит и подготовленные номера Кио. Наследник, однако, принципиально старался создать собственную программу, работал над новыми трюками. Игорь Кио вел работу не только в цирке: свои номера он показывал в театре Эстрады, вел популярные телепередачи.

 
 

В 1993 году иллюзионист устроил открытое представление в прямом эфире, во время которого продемонстрировал трюк с освобождением из ящика, брошенного в останкинский пруд. Кио заявлял, что способен повторить знаменитый полет американского иллюзиониста Копперфилда, но не смог найти спонсоров для этого дорогостоящего трюка. И.Э. Кио был награжден бельгийским «Оскаром», ежегодной международной премией, которую вручают лучшим артистам мира. Это был первый случай, когда награду получил иллюзионист.

Игорь Кио скончался в 2005 году, он похоронен рядом с отцом на Новодевичьем кладбище. Его программа и реквизит вскоре были проданы. Единственная дочь Игоря Кио Виктория некоторое время выступала в цирке, но позднее занялась кинобизнесом. Ее сыновья также выбрали карьеры вне цирковой арены. Династия иллюзионистов прервалась, оставив неизгладимый след в памяти благодарной публики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий