вторник, 14 апреля 2015 г.

Пионеры российского кинопроизводства: А.О. Дранков и А.А. Ханжонков



В России кино появилось в 1896 году. Тогда публике была показана картина, снятая годом ранее братьями Люмьер, - Прибытие поезда. Это было короткое видео следующего содержания: к платформе подходит поезд, из него выходят пассажиры и поезд отходит. Вот и все. Впечатление эта первая кинолента произвела поистине ошеломляющее. Последующие картины – табун лошадей, танцующая балерина, ребенок, съедающий кашу из огромного горшка, марширующие солдаты уже не могли его затмить.

Зрители были буквально подавлены и не знали, как реагировать. Сеансы длились всего по 20 минут, но многие просиживали по несколько сеансов подряд. Не обходилось и без курьезов. Так, при приближении поезда раздавались испуганные крики, некоторые даже в панике выбегали из зала.

В течение последующих 10 лет русские синематографы пользовались исключительно иностранным товаром. Первая русская картина была снята осенью 1907 года и демонстрировалась в феврале 1908. Пионерами в деле российского кинематографа стали Александр Осипович Дранков и Александр Алексеевич Ханжонков.

Дранков А.О. (1886 – 1949)


В 1907 году было открыто первое в России предприятие по производству кинолент «Ателье А. Дранкова». Изначально оно специализировалось на создании хроникальных фильмов. Сам Дранков и работавшие у него операторы не пропускали ни одного значительного события в России. Похороны профессоров и генералов, визиты иностранных королей, праздники – все это становилось темой для съемки. Огромный успех Дранкову принесла киносъемка Льва Толстого, показанная публике в 1908 году.

Серьезную конкуренцию русским хроникальным лентам составляли в эти годы художественные (постановочные) фильмы иностранного производства. Ателье Дранкова берется за создание исторической киноленты «Понизовая вольница» (или «Стенька Разин»), премьерный показ которой состоялся в октябре 1908 года. По сути, это был первый русский художественный фильм. В этом же году Ателье Дранкова выпускает и первые российские кинокомедии «Усердный денщик» и «Увлекшийся музыкант».

Кадр из фильма "Понизовая вольница", 1908 год

На этом заслуги А.О. Дранкова не заканчиваются. В 1914-1915 году его Ателье выпускает первый российский киносериал «Сонька Золотая ручка», который принес автору оглушительный успех.

Кадр из фильма "Сонька золотая ручка", 1914-1915 годы

Дранкова можно обвинить в том, что он гнался за сенсациями, искал кротчайшие пути к славе, не всегда уделяя должное внимание качеству выпускаемого его фирмой продукта. Однако работоспособность этого человека была поистине феноменальной. По энергии и предприимчивости он не имел себе равных.




Ханжонков А.А. (1877 – 1945)


Первая художественная продукция предприятия Ханжонкова появилась в самом начале 1909 года. Это был фильм «Драма в таборе подмосковных цыган».



В том же году были созданы еще несколько художественных и документальных кинолент, среди них  «Песнь про купца Калашникова», «Ванька-ключник», «Власть тьмы» и другие. Примерно в это же время ателье Ханжанкова выпускает и первый в России научный фильм - «Операция костной опухоли». Впоследствии на предприятии будет создан специальный научный отдел для съемки образовательных фильмов по этнографии, географии, медицине, ботанике и т.д.

Чтобы успешно конкурировать с фильмами иностранного производства, Ханжонков много энергии и сил тратит на повышение качества своих кинолент. Он привлекает режиссёра Василия Гончарова и труппу профессиональных актеров, среди которых были А. Гончаров, П. Чардынин, А. Громов, а чуть позже и И. Мозжухин. Привлечь публику Ханжонков пытается национальной тематикой, сюжеты для своих кинолент он берет из русской классики и фольклора.

Кадр из мультфильма "Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами"

На счету предприятия Ханжонкова несколько серьезных достижений в развитии российского кинематографа: съемки первого полнометражного фильма «Оборона Севастополя» (1911 год), производство первого в мире мультипликационного фильма «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» (1912 год).

Борьба за лидерство


Соперничество между двумя пионерами российской кинематографии всегда было острым. В результате возникало не мало курьезных случаев, достойных сборника исторических анекдотов. Вот две показательные ситуации:

1. В феврале 1913 года торжественно отмечалось 300-летие дома Романовых. Кинематографический мир не мог пройти мимо этого события. Ханжонков, под покровительством ученых и высочайших особ, приступает к съемкам грандиозной картины  «Воцарение дома Романовых». Тогда Дранков добивается покровительства самого Николая II и анонсирует еще более масштабный проект «История царствования дома Романовых». Кроме того, он пускает слух, что планирует продемонстрировать уникальные снимки с коронации российского императора.

Обе фирмы берутся за дело. Но власти разрешают снимать батальные сцены на Ходынском поле, где сражались Василий Шуйский и Лжедмитрий II, только одной группе операторов. Предприниматели были вынуждены объединиться и провести совместные съемки. В результате появились два практически одинаковых фильма.

2. Похожая ситуация произошла при экранизации романа Гончарова «Обрыв». Вновь два конкурирующих предприятия одновременно выпустили две одинаковые киноленты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий