В России кино появилось в 1896
году. Тогда публике была показана картина, снятая годом ранее братьями Люмьер,
- Прибытие поезда. Это было короткое видео следующего содержания: к платформе
подходит поезд, из него выходят пассажиры и поезд отходит. Вот и все. Впечатление
эта первая кинолента произвела поистине ошеломляющее. Последующие картины –
табун лошадей, танцующая балерина, ребенок, съедающий кашу из огромного горшка,
марширующие солдаты уже не могли его затмить.
Зрители были буквально подавлены
и не знали, как реагировать. Сеансы длились всего по 20 минут, но многие
просиживали по несколько сеансов подряд. Не обходилось и без курьезов. Так, при
приближении поезда раздавались испуганные крики, некоторые даже в панике
выбегали из зала.
В течение последующих 10 лет
русские синематографы пользовались исключительно иностранным товаром. Первая
русская картина была снята осенью 1907 года и демонстрировалась в феврале 1908.
Пионерами в деле российского кинематографа стали Александр Осипович Дранков и
Александр Алексеевич Ханжонков.
Дранков А.О. (1886 – 1949)
В 1907 году было открыто первое в
России предприятие по производству кинолент «Ателье А. Дранкова». Изначально
оно специализировалось на создании хроникальных фильмов. Сам Дранков и
работавшие у него операторы не пропускали ни одного значительного события в
России. Похороны профессоров и генералов, визиты иностранных королей, праздники
– все это становилось темой для съемки. Огромный успех Дранкову принесла
киносъемка Льва Толстого, показанная публике в 1908 году.
Серьезную конкуренцию русским
хроникальным лентам составляли в эти годы художественные (постановочные) фильмы
иностранного производства. Ателье Дранкова берется за создание исторической
киноленты «Понизовая вольница» (или «Стенька Разин»), премьерный показ которой
состоялся в октябре 1908 года. По сути, это был первый русский художественный
фильм. В этом же году Ателье Дранкова выпускает и первые российские кинокомедии
«Усердный денщик» и «Увлекшийся музыкант».
Кадр из фильма "Понизовая вольница", 1908 год |
На этом заслуги А.О. Дранкова не заканчиваются. В 1914-1915 году его Ателье выпускает первый российский киносериал «Сонька Золотая ручка», который принес автору оглушительный успех.
Дранкова можно обвинить в том, что он гнался за сенсациями, искал кротчайшие пути к славе, не всегда уделяя должное внимание качеству выпускаемого его фирмой продукта. Однако работоспособность этого человека была поистине феноменальной. По энергии и предприимчивости он не имел себе равных.
Ханжонков А.А. (1877 – 1945)
Первая художественная продукция
предприятия Ханжонкова появилась в самом начале 1909 года. Это был фильм «Драма
в таборе подмосковных цыган».
В том же году были созданы еще несколько художественных и документальных кинолент, среди них «Песнь про купца Калашникова», «Ванька-ключник», «Власть тьмы» и другие. Примерно в это же время ателье Ханжанкова выпускает и первый в России научный фильм - «Операция костной опухоли». Впоследствии на предприятии будет создан специальный научный отдел для съемки образовательных фильмов по этнографии, географии, медицине, ботанике и т.д.
В том же году были созданы еще несколько художественных и документальных кинолент, среди них «Песнь про купца Калашникова», «Ванька-ключник», «Власть тьмы» и другие. Примерно в это же время ателье Ханжанкова выпускает и первый в России научный фильм - «Операция костной опухоли». Впоследствии на предприятии будет создан специальный научный отдел для съемки образовательных фильмов по этнографии, географии, медицине, ботанике и т.д.
Чтобы успешно конкурировать с
фильмами иностранного производства, Ханжонков много энергии и сил тратит на повышение
качества своих кинолент. Он привлекает режиссёра Василия Гончарова и труппу профессиональных
актеров, среди которых были А. Гончаров, П. Чардынин, А. Громов, а чуть позже и
И. Мозжухин. Привлечь публику Ханжонков пытается национальной тематикой, сюжеты
для своих кинолент он берет из русской классики и фольклора.
На счету предприятия Ханжонкова несколько серьезных достижений в развитии российского кинематографа: съемки первого полнометражного фильма «Оборона Севастополя» (1911 год), производство первого в мире мультипликационного фильма «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» (1912 год).
Борьба за лидерство
Соперничество между двумя
пионерами российской кинематографии всегда было острым. В результате возникало
не мало курьезных случаев, достойных сборника исторических анекдотов. Вот две
показательные ситуации:
1. В феврале 1913 года торжественно отмечалось 300-летие дома Романовых. Кинематографический мир не мог пройти мимо этого события. Ханжонков, под покровительством ученых и высочайших особ, приступает к съемкам грандиозной картины «Воцарение дома Романовых». Тогда Дранков добивается покровительства самого Николая II и анонсирует еще более масштабный проект «История царствования дома Романовых». Кроме того, он пускает слух, что планирует продемонстрировать уникальные снимки с коронации российского императора.
Обе фирмы берутся за дело. Но власти разрешают снимать батальные сцены на Ходынском поле, где сражались Василий Шуйский и Лжедмитрий II, только одной группе операторов. Предприниматели были вынуждены объединиться и провести совместные съемки. В результате появились два практически одинаковых фильма.
2. Похожая ситуация произошла при экранизации романа Гончарова «Обрыв». Вновь два конкурирующих предприятия одновременно выпустили две одинаковые киноленты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий