среда, 25 марта 2015 г.

Король советской комедии Леонид Гайдай



Едва ли кто будет спорить с тем, что фильмы Леонида Гайдая (1923 - 1993) являются олицетворением советской комедии. Талант режиссера и сценариста вкупе с тонкой иронией позволили ему воплощать на экране такие зарисовки из жизни, что и спустя полвека их знают и любят в народе.

При этом простое перечисление персонажей фильмов Гайдая могло бы удивить стороннего наблюдателя: через одного идут хулиганы-пьяницы, контрабандисты и прочие авантюристы, вплоть до Остапа Бендера. Но в гайдаевских фильмах положительные герои по-доброму неряшливы, а отрицательные - не по злому простодушны, и зритель им тоже по-своему сочувствует.


Родившийся в начале 1920-х годов Гайдай относится к поколению, на которое пришелся самый сокрушительный удар военных лет. Зная его фильмы, это трудно представить — но будущий комедиограф не раз ходил в смертельные атаки через линию фронта, был тяжело ранен.

После войны Гайдай связал свою жизнь сначала с театром, а затем и с кино. Первый фильм Гайдая вышел в 1956 году и, хоть и не был комедийным, все же дал проявиться задаткам режиссера в этой сфере. Уже следующая картина — "Жених с того света" (1958) — была сатирической. Причем настолько, что советские кинобоссы предпочли бы, чтобы Гайдай больше ничего не снимал.

Однако ему все же удалось остаться в профессии, и уже в начале 1960-х о Гайдае узнала вся страна. А заодно и о троице Трус-Балбес-Бывалый (Вицин-Никулин-Моргунов) — и все благодаря успешным короткометражкам "Пес Барбос и необычный кросс" и "Самогонщики".

Поистине всенародная любовь пришла к Гайдаю еще через несколько лет — когда на экраны вышли истории про Шурика (и ту же троицу): киносборник "Операция "Ы" и фильм "Кавказская пленница". Гайдая после этого увлекла тема неряшливых контрабандистов и не менее неряшливого Семен Семеныча, и на свет появляется "Бриллиантовая рука" (1968).

 
 

 С тех пор, Гайдай - режиссер номер один в своем жанре. Он подтверждает этот статус экранизацией сначала Ильфа и Петрова - "12 стульев" (1971), а затем и Булгакова (хоть и в сильно переделанном варианте) - "Иван Васильевич меняет профессию". (1973).

 
 

Считается, что на эти десятилетия пришлись лучшие фильмы Гайдая. Но и в последующем он снял немало заметных картин - в том числе, "Спортлото-82". Кроме того, признанный режиссер работал для сатирического тележурнала "Фитиль".

Последняя картина одного из классиков советского кино вышла на экраны уже на заре новой эпохи, в 1992 году ("На Дерибасовской…"). Умер режиссер в ноябре 1993 года, похоронен в Москве.

Комментариев нет:

Отправить комментарий