Едва ли кто будет спорить с тем,
что фильмы Леонида Гайдая (1923 - 1993) являются олицетворением советской
комедии. Талант режиссера и сценариста вкупе с тонкой иронией позволили ему
воплощать на экране такие зарисовки из жизни, что и спустя полвека их знают и
любят в народе.
При этом простое перечисление
персонажей фильмов Гайдая могло бы удивить стороннего наблюдателя: через одного
идут хулиганы-пьяницы, контрабандисты и прочие авантюристы, вплоть до Остапа
Бендера. Но в гайдаевских фильмах положительные герои по-доброму неряшливы, а
отрицательные - не по злому простодушны, и зритель им тоже по-своему
сочувствует.
Родившийся в начале 1920-х годов
Гайдай относится к поколению, на которое пришелся самый сокрушительный удар
военных лет. Зная его фильмы, это трудно представить — но будущий комедиограф
не раз ходил в смертельные атаки через линию фронта, был тяжело ранен.
После войны Гайдай связал свою
жизнь сначала с театром, а затем и с кино. Первый фильм Гайдая вышел в 1956
году и, хоть и не был комедийным, все же дал проявиться задаткам режиссера в
этой сфере. Уже следующая картина — "Жених с того света" (1958) —
была сатирической. Причем настолько, что советские кинобоссы предпочли бы,
чтобы Гайдай больше ничего не снимал.
Однако ему все же удалось
остаться в профессии, и уже в начале 1960-х о Гайдае узнала вся страна. А
заодно и о троице Трус-Балбес-Бывалый (Вицин-Никулин-Моргунов) — и все
благодаря успешным короткометражкам "Пес Барбос и необычный кросс" и
"Самогонщики".
Поистине всенародная любовь
пришла к Гайдаю еще через несколько лет — когда на экраны вышли истории про
Шурика (и ту же троицу): киносборник "Операция "Ы" и фильм
"Кавказская пленница". Гайдая после этого увлекла тема неряшливых
контрабандистов и не менее неряшливого Семен Семеныча, и на свет появляется
"Бриллиантовая рука" (1968).
С тех пор, Гайдай - режиссер
номер один в своем жанре. Он подтверждает этот статус экранизацией сначала
Ильфа и Петрова - "12 стульев" (1971), а затем и Булгакова (хоть и в
сильно переделанном варианте) - "Иван Васильевич меняет профессию".
(1973).
Считается, что на эти десятилетия
пришлись лучшие фильмы Гайдая. Но и в последующем он снял немало заметных
картин - в том числе, "Спортлото-82". Кроме того, признанный режиссер
работал для сатирического тележурнала "Фитиль".
Последняя картина одного из
классиков советского кино вышла на экраны уже на заре новой эпохи, в 1992 году
("На Дерибасовской…"). Умер режиссер в ноябре 1993 года, похоронен в
Москве.
Комментариев нет:
Отправить комментарий