воскресенье, 26 июня 2016 г.

Судьбы детей с картин знаменитых художников



Образы детей довольно часто появляются на полотнах известных художников. Ведь дети всегда живые и трогательные, их портреты отличаются особой выразительностью. Умиляясь непосредственности позы, озорному выражению их лиц, мы теряемся в догадках, кем впоследствии стали эти дети, как сложилась их судьба?  Давайте посмотрим, что о них известно сейчас…




Портрет княжон Анны и Варвары Гагариных (Владимир Боровиковский, 1802) выполнен в эстетике сентиментализма, для которой характерно внимание к системе семейных ценностей и  «правильных» человеческих чувств. Члены семьи князя Гаврилы Петровича Гагарина довольно часто становилась моделями для картин Боровиковского. На представленном потрете изображены дочери князя – Варвара (на момент написания полотна ей было 18 лет, изображена с гитарой) и Анна (была на 2 года старше сестры, на картине держит нотный лист).



Интересно, что по своему душевному складу сестры были совершенно разными. Старшей, Анне, досталась вся серьезность отца, а младшая, Варенька, унаследовала от него же легкое отношение к жизни. По-разному сложились и их судьбы. Варвара умерла совсем молодой, в 1808 году, успев, однако, до этого выйти замуж. А Анна прожила долгую насыщенную жизнь. В 1803 году она вышла замуж за майора П. Головина. После его смерти посвятила себя служению религиозным интересам. Стала основательницей Спасо-Влахернского монастыря, умерла в 1856 году, став инокиней Иоанной.






Василий Тропинин (1776-1857) был одиним из первых русских художников, кто занялся кропотливым исследованием мира детства. Он создал целую галерею детских образов, писал детей с животными, игрушками, книгами. Приведем здесь описание двух его портретов.



Портрет князя М.А. Оболенского ребенком был написан примерно в 1812 году. Михаил Андреевич Оболенский (1805-1873) впоследствии стал историком-архивистом, с 1833 года работал в Московском архиве Министерства иностранных дел. В 1856 году он был председателем ученой комиссии по реконструкции палат бояр Романовых. И, кстати, именно он обнаружил в меняльной лавке потерянный «Портрет Пушкина» кисти В.Тропинина.





Портрет Арсения Тропинина создан около 1818 года. Арсений был единственным сыном Василия Тропинина. На портрете он изображен в возрасте 10 лет. Так же, как и отец, он был крепостным графа Моркова. Свободу получил пятью годами позже отца, когда ему было 20 лет. Был учеником отца и за копии его работ получил звание неклассного художника. С отцом его всю жизнь связывали теплые дружеские отношения.


Во второй половине XIX века детский портрет оформился  самостоятельный жанр русского портретного искусства и приобрел необыкновенную популярность. Художественные образы детей есть в коллекциях почти всех больших художников того времени. В творчестве Ильи Репина (1844-1930) они тоже присутствуют. И хотя их количество сравнительно невелико, художник писал только собственных детей, они занимают особое место в его творческом наследии.   


Портрет Нади Репиной (1881) принадлежит к числу лучших детских портретов в русском изобразительном искусстве. Девочка изображена на нем в момент пробуждения. Ее поза, выражение лица очень точно переданы художником и создают ощущение фотографии, запечатлевшей момент реальной жизни.

Надежда Репина - дочь Ильи Ефимовича и Веры Алексеевны Репиных. Родилась в Париже в 1874 году, была крестницей А.П. Боголюбова, известного русского художника. Она окончила курсы лекарских помощниц. Работала в земских больницах. В 1911 году заболела тяжелым нервным расстройством, с тех пор безвыездно жила с отцом.


На картине Стрекоза (1884) изображена старшая дочь художника  - Вера. Она изображена в 12-летнем возрасте. По мнению некоторых исследователей, картина была написана по памяти, без непосредственного позирования.

Судьба старшей дочери сложилась более удачно. Некоторое время она выступала в Александровском театре. Однако вскоре уехала жить к отцу в его усадьбу близ Санкт-Петербурга “Пенаты”. В 1930 году, после смерти отца, она стала хранительницей  усадьбы-музея. Но с началом советско-финской войны Вера с мужем уехали в Хельсинки, где она умерла в 1948 году.


Необыкновенно важна детская тема и в творчестве Валентина Серова (1865-1911). Собственно его известность началась с детского портрета - Девочка с персиками (1887), на которой изображена 12-летняя дочь Саввы Мамонтова - Вера. Спустя 9 лет, в 1896 году, Вера Мамонтова была изображена еще на одном портрете - Девушка с кленовой веткой (Виктора Васнецова). В 1903 году она вышла замуж за А.Д. Самарина. Родила троих детей и в возрасте 32 лет умерла от пневмонии.


В том же 1887 году Серов написал портрет двоюродной сестры Веры - 14-летней Прасковьи Анатольевны Мамонтовой. Портрет не получил такой широкой известности. Про саму Прасковью также известно крайне мало. После смерти в 1906 году своей старшей сестры Натальи, она стала женой ее овдовевшего супруга - А.К. Рачинского. Умерла в 1945 гору.


Есть в творческом наследии Серова и "интимные" портреты, которые он писал для себя лично  и на которых изображал членов своей семьи. На картине Дети (1899) изображены сыновья художника Саша и Юра. 

Старший сын художника - Александр (1892 - 1959) прожил жизнь долгую и выдающуюся. Он служил морским летчиком, участвовал в боях Первой мировой войны, в Гражданской войне воевал на стороне белых и после их поражения в 1920 году эмигрировал из России, поселился в Ливане. Он проектировал инженерные сооружения, составил подробные карты водных бассейнов Ливана, разработал первые в Ливане правила дорожного движения.

Юрий (1894-1929) был не менее одаренным человеком. Правда его стихией было творчество. Он учился в театральной студи Вахтангова. В 1919 был в числе организаторов Первой студии МХТ.  В 1922 году эмигрировал в Европу. Работал в театре в Праге, играл на германской и французской сцене, снимался в кино. Умер в Париже. 


Узнать судьбу ребенка, изображенного на картине, возможно только в том случае, если это ребенок самого художника, его родных или друзей или каких-то высокопоставленных лиц. В большинстве же своем не известны не только судьбы детей с известных полотен, но даже их имена. Поэтому для зрителей они так навсегда и остаются детьми.

Тропинин В. Крестьянский мальчик с топориком. 1810-е
Тропинин В. Девочка с канарейкой. 1810-е
Тропинин В. Девочка с куклой. 1841
Венецианов А. Вот те и батькин обед. 1824
Венецианов А. Захарка. 1825 
Венецианов А. Девочка в платке. 1830-е
Врубель М. Девочка на фоне персидского ковра. 1886
Кустодиев Б. Портрет девочки. 1897
Архипов Е. Рыбаки. 1900-е


Комментариев нет:

Отправить комментарий