суббота, 9 июля 2016 г.

Династия ювелиров Болин



Еще недавно имя Карла Болина было известно только специалистам и коллекционерам. А между тем фирма, которую он возглавлял в первой половине XIX века, считается старейшим ювелирным предприятием Российской империи. Продукция этой фирмы – это образец высочайшего мастерства русских ювелиров.

Основателем фирмы является Андрей Григорьевич Ремплер (? - 1829), придворный ювелир императоров Павла I и Александра I. Его зятья Готлиб Эрнст Ян (? - 1836) и Карл Эдуард Болин (1805 - 1864) успешно продолжили семейное дело.
В 1836 году умер старший зять - Эрнст Ян, и фирма «Ян и Болин» перешла под управление младшего компаньона, с тех пор она стала именоваться «Болин и Ян».

Всемирное признание предприятие получило после успеха на Выставке в Лондоне в 1851 году. До этого момента никто не верил, что российские мастера могут соперничать европейскими, особенно с ювелирами из Франции. Эта страна всегда считалась законодательницей мод, в том числе и в ювелирном деле. Тем не менее, изделия фирмы «Болин и Ян» удостоились высочайшей оценки. «Совершенством оправы» они безоговорочно превзошли всё, что было представлено на Выставке.

Карл Эдуард Болин заработал высокое звание придворного ювелира, он выполнял самые сложные и дорогостоящие заказы императорского двора, делал подарки к особо важным событиям в жизни Российской империи и императорской семьи. На этот момент в фирме «Болин и Ян» работали около 50 лучших ювелиров. Их основной продукцией были украшения – броши, колье, серьги, браслеты, ожерелья, тиары, диадемы; для мужчин – запонки и булавки для галстука. Они не ограничивали себя в выборе материалов, использовали самые крупные рубины, изумруды, сапфиры, аметисты, бриллианты, жемчуга. Никто, кроме ювелиров фирмы «Болин», не умел так надежно закреплять весомые камни в мелкие гнезда.

Кроме престижных разовых заказов мастера фирмы "Болин и Ян" выполняли множество мелких текущих работ. Им заказывались бриллиантовые табакерки с миниатюрными портретами членов императорской семьи, бриллиантовые шифры фрейлин и статс-дам, ордена, табакерки с инициалами монархов и драгоценные кресты. 

В 1864 году, после смерти Карла Эдуарда Болина,  к управлению делами перешли его сыновья. При них фирма не потеряла своего авторитета, а, напротив, укрепила свои позиции. На Всероссийской выставке 1870 года они единственные получили высшую награду – право использования Государственного герба на своей вывеске. Как следует из официального отчета:


«Первое место как по изяществу рисунка, совершенству работы, так и по высокой ценности изделий принадлежало богатой витрине петербургского ювелира господина Болина».


К сожалению, из всего того многообразия, которое поражало посетителей выставок, до наших дней дошли лишь отдельные образцы. После революции всё, что принадлежало императорской семье, было безжалостно разграблено и распродано по частям. Крупные камни вынимались из изящных оправ, сами оправы переплавлялись в слитки, - так погибла большая часть коллекции.

Уцелело лишь то, что в свое время было вывезено за пределы страны.  Например, колье из рубинов и бриллиантов, изготовленное в 1874 году по случаю бракосочетания дочери Александра III – Марии Александровны с герцогом Эдинбургским Альфредом. Оно состоит из 28 крупных рубинов и россыпи бриллиантов весом 82 карата. 



Еще один образец – корона, изготовленная по заказу Великого князя Михаила Михайловича Романова, и подаренная им его невесте Софии Николаевне Меренберг в 1891 году. Диадема состоит из 70 рубинов и 820 бриллиантов в оправе из сплава серебра и золота 583 пробы. Она уникальна не только по мастерству исполнения, но и по своей конструкции: диадема разбирается на 6 частей: колье, 3 броши и пара серег. 


Диадема из рубинов и бриллиантов
Диадема из рубинов и бриллиантов. Вид сзади
Лорд Айвар Маунтбаттен и Пенелопа Томпсон в день свадьбы, 23.04.1994

Интересна судьба диадемы «Русская красавица». Она была изготовлена в 1841 (по другим данным в 1842) году по заказу императора Николая I и предназначалась для его жены Александры Федоровны по случаю их серебряной свадьбы.



Позднее диадема перешла в собственность Великого князя Владимира Александровича. Предположительно, именно в ней запечатлена его супруга Мария Павловна на известном фотопортрете. 

Великая княгиня Мария Павловна
После революции «Русская красавица» была продана на Запад. Она принадлежала жене герцога Мальборо, а затем первой леди Филиппин. В настоящее время валяется государственной собственностью Республики Филиппины. 

Герцогиня Мальборо в диадеме "Русская красавица"
В 1987 году группа советских ювелиров изготовила копию диадемы, которая в настоящее время хранится в Алмазном фонде Московского Кремля. Как и оригинал, копия изготовлена из платины, украшена 1000 бриллиантов и 25 подвижными жемчужинами грушевидной формы.

Копия диадемы "Русская красавица"

В 1900 году фирмой "Болин" была изготовлена еще одна диадема. На ее создание пошли 800 бриллиантов и колумбийские изумруды. 


Диадема принадлежала жене последнего российского императора - Александре Федоровне. В ней императрица изображена на портрете Н.К. Бодаревского, написанном в 1907 году. 


Ювелиры семьи Болин служили шести поколениям российских императоров. За многолетний труд в 1912 году им было пожаловано потомственное дворянство.Это единственный пример в российской истории, когда выходцы из сословия ремесленников стали дворянами.

Московский филиал фирмы "Болин"

В 1836 году, оказавшись во главе крупной ювелирной компании, Карл Эдуард Болин привлек к делам своего брата - Генрика Конрада (Андрея). На протяжении 16 лет братья вели дела в Санкт-Петербурге. Затем встал вопрос о распространении деятельности на другие города, в первую очередь на Москву. В 1852 году Андрей Болин совместно с с англичанином Шанксом открыл в древней столице магазин "Шанкс и Болин". 

В отличие от петербургской фирмы, делающей упор на эксклюзивность и удовлетворение запросов императорской семьи, московский филиал ориентировался на массовый рынок. Они делали посуду, предметы быта и демократичные по цене украшения. 

После смерти Андрея Болина в 1888 году предприятие "Шанкс и Болин" разделилось. Шанкс открыл собственную мастерскую, а сын Андрея - Вильгельм (Василий), обратившись за помощью в свои петербургским родственникам, продолжил семейный бизнес. Сначала его фирма работала под названием "Карл Эдуард Болин", а в 1912 году, встав на ноги, он дал предприятию свое имя - В.А. Болин.
 
В.А. Болин с женой, 1890
Выбор изделий в московском магазине был очень широким, начиная от столового серебра, графинов, хрустальных ваз, комплектов посуды и заканчивая шкатулками, веерами, украшениями для разных слоев населения. До настоящего времени дошли в основном изделия этого филиала фирмы.

Стакан с листьями лавра. Серебро, штамповка, золочение, эмаль. Москва. 1900-е гг.
Парные кувшины.  Серебро, хрусталь
Кувшин. Серебро, хрусталь
Большая ваза для фруктов. Хранится в Русском национальном Музее
Парные кувшины. Серебро, хрусталь

Шкатулка. Серебро, эмаль. Москва, 1899-1908
Шкатулка в форме бабочки. Серебро, алмазы, жемчужина, эмаль
Дела у Василия Андреевича шли настолько хорошо, что в 1916 году он открыл еще один магазин в Бад-Хохенбурге, курортном городе Германии, где часто отдыхало высшее общество. После революции В.А. Болин уехал в  Швецию, на свою историческую родину. Там он заручился поддержкой шведского короля Густава V  и открыл новый ювелирный магазин. Вскоре Болины стали придворными ювелирами шведского двора, кем и являются до настоящего времени.

Золотая брошь с дымчатым кварцем и бриллиантами. Швеция, W.A.Bolin
Брошь из белого и желтого золота с ониксом и бриллиантами. Швеция, W.A.Bolin
Колье из белого золота с халцедонами, аметистами, бриллиантами и изумрудами. Швеция, W.A.Bolin

 Нынешний глава предприятия с 200-летней историей Ханс Болин гордится русским прошлым своего дела. Он сохранил название фирмы W.A.Bolin и не скрывает своих планов вернуться на российский рынок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий