Еще недавно имя Карла Болина было
известно только специалистам и коллекционерам. А между тем фирма, которую он
возглавлял в первой половине XIX
века, считается старейшим ювелирным предприятием Российской империи. Продукция
этой фирмы – это образец высочайшего мастерства русских ювелиров.
В 1836 году умер старший зять - Эрнст Ян, и фирма «Ян и Болин» перешла под управление младшего компаньона, с тех пор она стала именоваться «Болин и Ян».
Всемирное признание предприятие
получило после успеха на Выставке в Лондоне в 1851 году. До этого момента никто
не верил, что российские мастера могут соперничать европейскими, особенно с
ювелирами из Франции. Эта страна всегда считалась законодательницей мод, в том
числе и в ювелирном деле. Тем не менее, изделия фирмы «Болин и Ян» удостоились
высочайшей оценки. «Совершенством оправы» они безоговорочно превзошли всё, что
было представлено на Выставке.
Карл Эдуард Болин заработал
высокое звание придворного ювелира, он выполнял самые сложные и дорогостоящие
заказы императорского двора, делал подарки к особо важным событиям в жизни
Российской империи и императорской семьи. На этот момент в фирме «Болин и Ян»
работали около 50 лучших ювелиров. Их основной продукцией были украшения – броши,
колье, серьги, браслеты, ожерелья, тиары, диадемы; для мужчин – запонки и
булавки для галстука. Они не ограничивали себя в выборе материалов, использовали
самые крупные рубины, изумруды, сапфиры, аметисты, бриллианты, жемчуга. Никто,
кроме ювелиров фирмы «Болин», не умел так надежно закреплять весомые камни в мелкие
гнезда.
Кроме престижных разовых заказов мастера фирмы "Болин и Ян" выполняли множество мелких текущих работ. Им заказывались бриллиантовые табакерки с миниатюрными портретами членов императорской семьи, бриллиантовые шифры фрейлин и статс-дам, ордена, табакерки с инициалами монархов и драгоценные кресты.
Кроме престижных разовых заказов мастера фирмы "Болин и Ян" выполняли множество мелких текущих работ. Им заказывались бриллиантовые табакерки с миниатюрными портретами членов императорской семьи, бриллиантовые шифры фрейлин и статс-дам, ордена, табакерки с инициалами монархов и драгоценные кресты.
В 1864 году, после смерти Карла
Эдуарда Болина, к управлению делами перешли
его сыновья. При них фирма не потеряла своего авторитета, а, напротив, укрепила
свои позиции. На Всероссийской выставке 1870 года они единственные получили
высшую награду – право использования Государственного герба на своей вывеске.
Как следует из официального отчета:
«Первое место как по изяществу рисунка, совершенству работы, так и по высокой ценности изделий принадлежало богатой витрине петербургского ювелира господина Болина».
К сожалению, из всего того
многообразия, которое поражало посетителей выставок, до наших дней дошли лишь
отдельные образцы. После революции всё, что принадлежало императорской семье,
было безжалостно разграблено и распродано по частям. Крупные камни вынимались
из изящных оправ, сами оправы переплавлялись в слитки, - так погибла большая
часть коллекции.
Уцелело лишь то, что в свое время
было вывезено за пределы страны. Например,
колье из рубинов и бриллиантов, изготовленное в 1874 году по случаю
бракосочетания дочери Александра III – Марии Александровны с герцогом
Эдинбургским Альфредом. Оно состоит из 28 крупных рубинов и россыпи бриллиантов
весом 82 карата.
Еще один образец – корона,
изготовленная по заказу Великого князя Михаила Михайловича Романова, и
подаренная им его невесте Софии Николаевне Меренберг в 1891 году. Диадема
состоит из 70 рубинов и 820 бриллиантов в оправе из сплава серебра и золота 583
пробы. Она уникальна не только по мастерству исполнения, но и по своей
конструкции: диадема разбирается на 6 частей: колье, 3 броши и пара серег.
Диадема из рубинов и бриллиантов |
Диадема из рубинов и бриллиантов. Вид сзади |
Лорд Айвар Маунтбаттен и Пенелопа Томпсон в день свадьбы, 23.04.1994 |
Интересна судьба диадемы «Русская
красавица». Она была изготовлена в 1841 (по другим данным в 1842) году по
заказу императора Николая I
и предназначалась для его жены Александры Федоровны по случаю их серебряной свадьбы.
Позднее диадема перешла в
собственность Великого князя Владимира Александровича. Предположительно,
именно в ней запечатлена его супруга Мария Павловна на известном фотопортрете.
Великая княгиня Мария Павловна |
После
революции «Русская красавица» была продана на Запад. Она принадлежала жене
герцога Мальборо, а затем первой леди Филиппин. В настоящее время валяется государственной
собственностью Республики Филиппины.
Герцогиня Мальборо в диадеме "Русская красавица" |
В 1987 году группа советских ювелиров изготовила копию диадемы, которая в настоящее время хранится в Алмазном фонде Московского Кремля. Как и оригинал, копия изготовлена из платины, украшена 1000 бриллиантов и 25 подвижными жемчужинами грушевидной формы.
Копия диадемы "Русская красавица" |
В 1900 году фирмой "Болин" была изготовлена еще одна диадема. На ее создание пошли 800 бриллиантов и колумбийские изумруды.
Диадема принадлежала жене последнего российского императора - Александре Федоровне. В ней императрица изображена на портрете Н.К. Бодаревского, написанном в 1907 году.
Ювелиры семьи Болин служили шести поколениям российских императоров. За многолетний труд в 1912 году им было пожаловано потомственное дворянство.Это единственный пример в российской истории, когда выходцы из сословия ремесленников стали дворянами.
Московский филиал фирмы "Болин"
В 1836 году, оказавшись
во главе крупной ювелирной компании, Карл Эдуард Болин привлек к делам
своего брата - Генрика Конрада (Андрея). На протяжении 16 лет братья
вели дела в Санкт-Петербурге. Затем встал вопрос о распространении
деятельности на другие города, в первую очередь на Москву. В 1852 году
Андрей Болин совместно с с англичанином Шанксом открыл в древней столице
магазин "Шанкс и Болин".
В
отличие от петербургской фирмы, делающей упор на эксклюзивность и
удовлетворение запросов императорской семьи, московский филиал
ориентировался на массовый рынок. Они делали посуду, предметы быта и
демократичные по цене украшения.
После
смерти Андрея Болина в 1888 году предприятие "Шанкс и Болин"
разделилось. Шанкс открыл собственную мастерскую, а сын Андрея -
Вильгельм (Василий), обратившись за помощью в свои петербургским
родственникам, продолжил семейный бизнес. Сначала его фирма работала под
названием "Карл Эдуард Болин", а в 1912 году, встав на ноги, он дал
предприятию свое имя - В.А. Болин.
В.А. Болин с женой, 1890 |
Выбор изделий в московском магазине был очень широким, начиная от
столового серебра, графинов, хрустальных ваз, комплектов посуды и
заканчивая шкатулками, веерами, украшениями для разных слоев населения.
До настоящего времени дошли в основном изделия этого филиала фирмы.
Стакан с листьями лавра. Серебро, штамповка, золочение, эмаль. Москва. 1900-е гг. |
Парные кувшины. Серебро, хрусталь |
Кувшин. Серебро, хрусталь |
Большая ваза для фруктов. Хранится в Русском национальном Музее |
Парные кувшины. Серебро, хрусталь |
Шкатулка. Серебро, эмаль. Москва, 1899-1908 |
Шкатулка в форме бабочки. Серебро, алмазы, жемчужина, эмаль |
Золотая брошь с дымчатым кварцем и бриллиантами. Швеция, W.A.Bolin |
Брошь из белого и желтого золота с ониксом и бриллиантами. Швеция, W.A.Bolin |
Колье из белого золота с халцедонами, аметистами, бриллиантами и изумрудами. Швеция, W.A.Bolin |
Комментариев нет:
Отправить комментарий