понедельник, 11 июля 2016 г.

Пластилиновая анимация Александра Татарского

Татарский Александр
Татарский Александр Михайлович (1950 – 2007) – советский и российский режиссер-мультипликатор, основатель и идейный вдохновитель первой независимой киностудии на территории постсоветского пространства – «Пилот», Заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии РФ, лауреат премии «Ника»… Впрочем, для перечисления всех наград и званий одной статьи не хватит.


Родился Александр Татарский в Киеве, в семье известного сценариста цирковых номеров и реприз. Клоунады Татарского-старшего исполняли Карандаш, Николай Шульгин, Леонид Енгибаров, Юрий Никулин и другие. Таким образом, Александр все детство провел в творческой цирковой среде.

Позднее он признавался, что и сам мечтал стать клоуном. Да только ничего из этой затеи не вышло:

"Клоуну требовалось очень много специальных навыков. Никулин мог ничего не уметь и оставаться великим клоуном. Но обычный клоун должен был уметь очень много всего – ходить по проволоке, жонглировать… Я ничего этого делать не мог, а учиться не хотелось. Пошел в мультипликацию – а это тоже в своем роде клоунада".

Первым анимационным фильмом Татарского, показанным на телевидении, и принесшим ему невероятную популярность, стала «Пластилиновая ворона» (1981). Фильм, признанный цензорами «идеологически безыдейным» и изначально запрещенный, принес автору более 25 наград.

"Я в детстве лепил из пластилина очень много. Но я не думал, что его можно в мультипликации напрямую использовать. Я познакомился с Успенским, и он мне показал стихи:
Жил-был один слоненок,
А может, не слоненок,
А может, поросенок,
А может. крокодил…
Просто шутка про ворону. Я прочитал эти четыре строчки, и в голове родилась идея. Я не знал, что бывает пластилиновое кино. Я изобрел его сам".

В том же 1981 году Александр Татарский сделал еще один пластилиновый мультфильм – Заставку к передаче «Спокойной ночи, малыши!». Ее хорошо помнит поколение 80-х, 90-х и даже 2000-х годов. Эта заставка вошла в Книгу рекордов Гиннеса по количеству эфиров.

Следующей работой в пластилиновой технике стал фильм «Падал прошлогодний снег» (1983). Его путь к зрителю тоже был непростым, но и в этот раз чутье не подвело автора:

"Я хотел снимать «Прошлогодний снег», а мне говорили, что надо снимать что-то про пионеров, собирающих металлолом. Я сопротивлялся и орал. Скандал длился четыре дня. А на пятый я пришел и сказал: «Хорошо. Я хочу снимать мультфильм про Ленина». Тут они напряглись: «Это что еще за мультфильм?» «Ну как, - говорю, - Ленин был очень веселый человек. Сделаю смешное кино про Ленина - все обхохочутся». Они поняли, что положат на стол партбилеты за такое кино. Спросили: «А можно не про Ленина?» - «Я известный режиссер, хочу про Ленина». Две недели ходил и требовал - хочу про Ленина! Еще потом придумал, что фильм будет по рассказу Зощенко про Ленина. И добился того, чего хотел, - делай что хочешь - только не про Ленина! И я сделал «Прошлогодний снег".

«Новогодняя песенка Деда Мороза» (1983) известна сегодня не так хорошо, как остальные мультфильмы автора. Но и этот фильм прекрасно справляется со своей задачей – поднимает настроение в преддверие Новогодних праздников.

Последним крупным проектом Татарского стал мультипликационный сериал «Гора самоцветов» (с 2004 по настоящее время) - это 13-минутные ролики, снятые по мотивам сказок народов России, с неизменной пластилиновой заставкой о символике РФ. Проект пользуется большой популярностью, поэтому его продолжили и после смерти самого Александра Татарского. На данный момент сериал включает около 70 историй.


Фильмография Александра Татарского:
1974
«Кстати о птичках»

1979
«Приключения капитана Врунгеля» (один из аниматоров)

1981
«Пластилиновая ворона», «Спокойной ночи, малыши!» (заставка передачи)
1982
«Микрофильмы», «Берегите хлеб», «Возвращение со звёзд», «Происшествие в музее», «Телеглаз» (заставка передачи)
1983
«Падал прошлогодний снег», «Новогодняя песенка Деда Мороза»
1984
«Обратная сторона Луны», «Будильник» (заставка передачи)
1985
«Знаки», «Кубик-рубик, Клоунада»
1986
«Крылья, ноги и хвосты», «Как не залить соседей», «Как обогреть палатку», «Туда и обратно»
1986-1987
«Следствие ведут колобки»
1989
«Лифт 1», «Лифт 2»
1991
«Путч»
1992
«Лифт 5»
1996
«Из личной жизни братьев Пилотов», «Я дам тебе знать» (клип музыкальной группы «Машина времени»)
1999
«Унесённые ветром»
2000-2003
Телепередача «Тушите свет» (студия «Пилот-TV» по заказу НТВ (2000—2001), ТВ-6 (2001—2002), ТВС (2002—2003))
2002
«Красные ворота Расёмон»
2004-2007
«Гора самоцветов»


Комментариев нет:

Отправить комментарий