суббота, 27 апреля 2019 г.

Фильмы Михаила Ромма

Режиссер Михаил Ромм
О творчестве Рома, выдающегося советского кинорежиссера, написаны исследования и статьи, всесторонне раскрывающие его путь в искусстве, его вклад в кинематографию.  Много сказано о Ромме-учителе, создателе «роммовской школы», давшей советскому кинематографу таких мастеров как Тарковский, Кончаловский, Басов, Чухрай и других. Широко известен Ромм-публицист, теоретик и критик. Большой вклад в советскую кинематографию внес Ромм-руководитель творческого объединения на «Мосфильме». В нашей статье мы расскажем лишь об одном аспекте его деятельности, дадим обзор его самых значительных режиссерских работ.


Пышка

Пышка, Ромм

Свой первый фильм Михаил Ромм снял в 1934 году. Это была экранизация рассказа Мопасанна «Пышка». Работая над фильмом, Ромм строго следовал рассказу, и только финал написал по-своему. Его героиня не смиряется и не плачет, а ставит своих попутчиков на место, назвав их «грязными прохвостами и жирными буржуа». 

Ромм показывает мерзкий, ханжеский мир французских лавочников, и мы видим, как приходит к пониманию этого мира Пышка. Изменив финал, режиссер закрепил ее моральную победу, ее открытое презрение к миру торгашей. Это дополнение – не художественный прием, а принципиальная позиция режиссера. 

«Пышка» поставила начинающего режиссера в ряд с лучшими мастерами кино тех лет. Картина была отмечена на фестивале в Венеции. 


Тринадцать


В 1937 году на экраны выходит фильм «Тринадцать». В нем узнается уже сложившийся стиль режиссера: несмотря на героическую тему – никакой патетики, а только емкие выразительные детали, острый драматический конфликт, лаконичное суровое изображение.

Десять демобилизованных красноармейцев, командир с женой и старый геолог едут домой через пустыню. Люди измучены жаждой, палящим солнцем, долгой дорогой. Они останавливаются у старого высыхающего колодца, к которому подбирается большой отряд басмачей. По приказу командира и по чувству внутреннего долга красноармейцы принимают бой.

Фильм «Тринадцать» рассказывает о подвиге. Ромм объясняет природу подвига просто – это потребность человека отстоять свои убеждения, суметь перед лицом смерти остаться верным делу, которому служишь, правде, в которую веришь.


Фильмы о Ленине

Фильмы про Ленина режиссер Ромм

В 20-й годовщине Советской власти на экраны вышел фильм «Ленин в Октябре». Эта – всего лишь третья по счету – картина Рома стала советской кинематографической классикой. 

Работа над ленинской темой была продолжена почти тем же съемочным коллективом в фильме «Ленин в 1918 году», который появился на экранах в 1939 году. В этой картине внимание сосредоточено на образе Ленина – государственного деятеля и человека. 

Если человек бесконечно выше тебя, ты можешь на него молиться, обожать его, трепетать перед ним, но не любить. А мы хотели, чтобы образ Ильича на экране вызывал всенародную любовь. Этот вопрос был принципиальным, решающим.
Картины «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» принесли Рому всенародное признание.

Мечта

Мечта, Ромм, 1941 год

Фильм «Мечта» - предвоенный фильм Рома. Завершение работы над ним совпало с началом войны, поэтому на экраны он вышел только в 1943 году.

Действие происходит в пансионе «Мечта» одного из захолустных городков буржуазной Польши. Показан нищий уродливый мир, убогие люди. Режиссер осуждает обитателей пансиона мадам Скороход за бездуховность, потерю человеческого достоинства. Герои фильма жестоко расплачиваются за неспособность подняться, преодолеть то, что с ними сделала жизнь. 

И только один человек – прислуга Анка, смогла покинуть пансион. Мы видим как в ней зарождается и зреет внутренний протест, как просыпается чувство собственно достоинства. По философии Рома, это и есть та основа, которая помогла ей выдержать тюрьму, одиночество, трудную дорогу и осуществить свою мечту – перейти в Советский Союз. 

Тема фашизма

Человек 217; Обыкновенный фашизм, режиссер Ромм

«Человек 217» вышел на экраны в апреле 1945 года. Этот фильм занимает важное место в творческой судьбе Ромма. Тогда весть мир был потрясен зверствами нацистов. Именно в это время режиссером впервые была сделана попытка осмыслить, что такое фашизм, показать его истоки.

Место действия – далекий от фронта немецкий городок, где обыкновенные немецкие лавочники, деловито торгуясь, покупают на рынке живой товар. Пленная русская девушка Таня Крылова попадает в семью Краусов. Ромм подробно показывает быт этой семьи, в котором проявляется их жестокость, алчность, «обыкновенный» фашизм. 

Пройдет 20 лет, и в фильме «Обыкновенный фашизм» Ромм скажет о той нравственной цене, которую заплатили немцы, предоставившие своему фюреру право думать за себя. В этом фильме около 3 тысяч метров архивно-документального материала. Они отобраны из 2,3 миллионов просмотренной  пленки. 

Кровавые и безумные кадры нацисткой хроники, снятые за 30 лет до начала работы над фильмом, сопровождаются голосом самого Ромма, размышляющего над ними, голосом сдержанным, чуть глуховатым, полным язвительной иронии и боли. Для режиссера важно было не просто показать события не так давно пережитые, он обращался к своим современникам и потомкам.

Фильм «Обыкновенный фашизм» получил главный приз на Лейпцигском кинофестивале. Он демонстрировался во многих странах мира. Итальянская газета писала о нем: «Это урок цивилизованности, призыв научиться думать и видеть».


Девять дней одного года

Девять дней одного года, Ромм

В 1962 году вышел фильм «Девять дней одного года», открывший новый период в творчестве Рома и новый этап в советской кинематографии. 

В центре фильма два характера – Гусев и Куликов. Первый – человек одной, всепоглощающей страсти, имеющий цельный характер. Он резок, нетерпим и властен. Второй – не менее талантлив, очень умен и ироничен. Его отличает снисходительность, мягкость и доброта. В этих двух характерах – две формы мироощущения. 

Огромное нравственное влияние образа Гусева заключается в том, что этот одержимый ученый, так и не сделавший своего открытия, смертельно больной, с нескладной личной жизнью вызывает у нас зависть, желание испытать ту всепоглощающую страсть, которая зовется призванием и которая выпадает немногим. 

Личность самого Ромма наиболее полно проявилась именно в этом фильме. Он выносил высоких слов, но его собственная жизнь в искусстве могла бы служить эпиграфом к этому фильму о призвании. Это философская картина. Режиссеру было 60 лет, когда он ее поставил, но фильм поражает молодостью, юмором, знанием молодежи.

Фильм получил первую премию на фестивале в Карловых Варах.

Фильмография Михаила Ромма


Год
Название
Жанр
В главных ролях
1934
Пышка
драма, немой
Татьяна Окуневская
Фаина Раневская
Галина Сергеева
Андрей Файт
Пётр Репнин
Анатолий Горюнов
Владимир Осенев
1936
Тринадцать
приключения
Иван Новосельцев
Елена Кузьмина
1937
Ленин в Октябре (совм. с Д. Васильевым)
биографический
Борис Щукин
Николай Охлопков
1939
Ленин в 1918 году
биографический
Борис Щукин
Николай Охлопков
1941
Мечта

Социально-психологический
Елена Кузьмина
Владимир Соловьёв
Виктор Щеглов
Фаина Раневская
Аркадий Кисляков
1945
Человек № 217
драма, военный
Елена Кузьмина
Анна Лисянская
Василий Зайчиков
Николай Комиссаров
1947
Русский вопрос
драма, политический
Всеволод Аксёнов,
Елена Кузьмина,
Михаил Астангов
1948
Владимир Ильич Ленин (совм. с В. Н. Беляевым)
документальный

1950
Секретная миссия
детектив
Елена Кузьмина
Михаил Высоцкий
Николай Комиссаров
1953
Адмирал Ушаков
биографический
Иван Переверзев
Сергей Бондарчук
Борис Ливанов
1953
Корабли штурмуют бастионы
исторический
Иван Переверзев
Геннадий Юдин
Владимир Дружников
1956
Убийство на улице Данте
драма
Евгения Козырева
Михаил Козаков
Николай Комиссаров
1957
Урок истории (совместно с Л. Арнштамом, Х. Писковым)
драма
Стефан Савов,
Цветана Арнаудова,
Иван Тонев
1961
Девять дней одного года
драма
Алексей Баталов
Иннокентий Смоктуновский,
Татьяна Лаврова
1963
Борис Щукин
документальный

1965
Обыкновенный фашизм
документальный

1969
Живой Ленин (совм. со М. Славинской)
документальный

1971
Первые страницы (совм. с С. Линковым и К. Осиным)
документальный

1972
И всё-таки я верю… (завершен после смерти режиссера)
документальный




Комментариев нет:

Отправить комментарий