понедельник, 22 апреля 2019 г.

Легенда советского балета Галина Уланова

В Санкт-Петербурге, на улице Зодчего Росси, находится лучшее в мире хореографическое училище, которое существует уже более 200 лет. Здесь училась великая Анна Павлова. В советский период отсюда вышла блестящая плеяда мастеров танца: Марина Семенова, Наталья Дубинская, Татьяна Вечеслова, Алексей Ермолаев, Вахтанг Чабукиани, Константин Сергеев. Это училище окончила и выдающаяся балерина Галина Уланова.


Биография


Галина Уланова – дочь артистов балета бывшего Петербургского Мариинского театра С.Н. Уланова и М.Ф. Романовой. С детских лет она жила в атмосфере музыки и танца. Мать брала дочь в театр, так как ее не с кем было оставить. Музыкальность Галины, гибкость и мягкость движений, любовь к танцу привели ее родителей к решению отдать девочку в хореографическое училище. И хотя она сама мечтала о другой жизни, выбор родителей предопределил ее судьбу.

Свое образование Уланова получила у прославленного мастера женского классического танца – Агриппины Вагановой, чье имя присвоено теперь лучшему хореографическому училищу нашей страны – Академии русского балета. Пластическая выразительность и одухотворенность танца, сочетавшиеся с удивительной музыкальностью, сулили юной танцовщице блестящее будущее. 

16 мая 1928 года Галина Уланова окончила училище. Этой датой помечена первая запись в тетрадке, в которую она впоследствии станет вписывать каждое свое выступление. На торжественном выпускном спектакле она исполнила партии из «Шопенианы», «Арлекинады», дивертисмента «Щелкунчик». Эти партии выбрала для своей ученицы сама Ваганова и охарактеризовала ее так: «тонкое, хрупкое, неземное создание». В этом был своеобразный парадокс: Уланова с детских лет предпочитавшая мальчишеские игры и никогда не стремившаяся к женственности, стала эталоном изящества. 

Галина Уланова. Шопениана

Осенью 1928 года Уланова была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (с 1992 года – ему возвращено историческое название – Мариинский театр).


Балерина театра Чайковского


Уланову справедливо называют «балериной театра Чайковского». Одетта, Одиллия, Аврора и Маша – все это подлинные шедевры женского классического танца. В 1929 году Уланова впервые выступила в балете Чайковского «Лебединое озеро». Партия Одетты стала любимой для нее. Над этим образом она работала неустанно, находя все новые лирические краски и психологические оттенки.

В «Лебедином озере» Уланова исполняла и роль двойника Одетты – коварной обольстительницы Одиллии. И в этой партии она поражала своей виртуозной техникой.

Галина Уланова в балете "Лебединое озеро"

В 1930 году Уланова впервые танцует партию Авроры в «Спящей красавице» Чайковского. Аврора – это олицетворение солнечной радости, весенней свежести и беспечной юности. Пария Авроры – хореографически одна из сложнейших в классическом балетном репертуаре.

В балете Чайковского «Щелкунчик» Уланова со свойственной ей мягкостью, изяществом и лиризмом исполнила партию мечтательной девочки Маши.  


Роли Улановой в старых классических балетах


Исполнение артисткой небольших партий в старых классических балетах всегда приобретало необыкновенную свежесть и изящество. Блестяще танцевала Уланова Диану в балете «Эсмеральда», Раймонду в одноименном балете. Одна из любимейших партий Улановой – Жизель в балете французского композитора Адана. 

Безоблачной кажется жизнь юной крестьянской девушки Жизели. Нежными акварельными красками рисует Уланова ее счастье. В танце, полном наивной грации, она передает чувство первой любви Жизели к прекрасному юноше, партию которого исполнял Константин Сергеев. Но Альберт обманул Жизель: у него есть невеста. Жизель не может примириться с этим обманом. Словно в полузабытьи, вспоминает она короткие дни своего счастья. Наибольшей выразительности достигает Уланова в трагической сцене сумасшествия Жизели. 

Галина Уланова в балете Жизель

Уланова в балетах советских композиторов


В 30-х годах началась работа по созданию советских балетов. Впервые балерина исполнила роль комсомолки западной страны в балете Д. Шостаковича «Золотой век».

В 1934 году на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова был поставлен балет «Бахчисарайский фонтан» композитора Б. Асафьева, написанный по поэме А.С. Пушкина. Поэтический образ польской княжны Марии – один из лучших образов Галины Улановой. Артистка почувствовала светлую лирику пушкинского стиха, и в каждом своем движении, в выразительности мимики воплотила строки гениальной поэмы.

Два года спустя Уланова выступила в новом балете Б. Асафьева «Утраченные иллюзии» по роману Бальзака. Это повесть о трагической судьбе артистки Корали и композитора Люсьена. На языке танца Уланова рассказывает о мечте героини быть любимой и счастливой. Ради денег и мимолетной славы Люсьен бросил Корали. Проникновенно и взволнованно передает балерина душевную драму своей героини. 

Гвлина Уланова в балетах "Утраченные иллюзии", "Ромео и Джульетта"

Вершиной творчества Улановой, самым совершенным по глубине и выразительности хореографического рисунка явился образ Джульетты в балете «Ромео и Джульетта» композитора С. Прокофьева. 


На сцене Большого театра


В 1943 году Уланова вступила в труппу Большого театра. Свой вынужденный переезд в Москву она прокомментировала так:

Я коренная петербуржка и Петербург знаю прекрасно. Я никогда бы в Москву не переехала, да так распорядились власти.

Одной из первых ролей Улановой на сцене ГАБТ была роль Золушки в одноименном балете С. Прокофьева. Ей с блеском удалось создать образ пленительной, доброй и очаровательной замарашки. И это не удивительно, ведь по признанию балерины Золушка всегда была ее любимым персонажем:

Мне нравилась эта добрая, веселая, безобидная девушка. Для меня Золушка – это совокупность всего хорошего, что есть в человеке.
Галина Уланова. Балет Золушка

Особое внимание привлекает созданный Улановой образ героини китайского народа – танцовщицы Тао Хоа в балете Глиэра «Красный цветок». Балерина сама бывала в Китае, и этот опыт помог ей в работе над образом. Как тонкий и наблюдательный художник, она сумела показать женственность и скромность юной китаянки, ее гордое сердце и героизм. 

Закончив сценическую карьеру, Уланова начала преподавать:

Я не все, как мне кажется, сказала на сцене. Поэтому я решила помочь молодым пойти дальше в поисках. С их помощью, через них я могу исследовать новые возможности, которые открывает та или иная роль.

Галина Уланова скончалась 21 марта 1998 года. Похоронили величайшую звезду советского балета на Новодевичьем кладбище.

Основные роли Галины Улановой


Год
Спектакль
Партия
Год
Спектакль
Партия
Театр им. С.М. Кирова
ГАБТ (Большой театр)
1928
Шопениана
Вальс и мазурка
1944
Бахчисарайский фонтан
Мария

Щелкунчик
Па-де-де

Жизель
Жизель

Спящая красавица
Принцесса Флорина
1945
Золушка
Золушка

Корсар
Па-де-склав
1946
Шопениана
Вальс и прелюдия
1929
Лебединое озеро
Одетта-Одиллия

Ромео и Джульетта
Джульетта

Щелкунчик
Золотой вальс
1948
Лебединое озеро
Одетта-Одиллия

Спящая красавица
Аврора
1949
Медный всадник
Параша
1930
Золотой век
Комсомолка

Красный мак
Тао Хоа
1931
Раймонда
Раймонда
1954
Сказ о каменном цветке
Катерина

Корсар
Па-де-труа




Ледяная дева
Сольвейг




Шопениана
Вальс и мазурка



1932
Жизель
Жизель




Пламя Парижа
Актриса




Конек-Горбунок
Царь-девица



1933
Лебединое озеро
Лебедь




Лебединое озеро
Одиллия



1934
Щелкунчик
Маша




Бахчисарайский фонтан
Мария



1935
Эсмеральда
Диана



1936
Утраченные иллюзии
Корали



1938
Раймонда
Раймонда



1940
Ромео и Джульетта
Джульетта



1941
Баядерка
Никия




Пахита
Гран па







При подготовке использованы материалы диафильма: Галина Уланова. Автор: Долгополов М., Художник-оформитель: Рытман Б., Редактор: Вильвовская Л. - 1958 год.

Комментариев нет:

Отправить комментарий