В Санкт-Петербурге, на улице Зодчего Росси, находится лучшее в мире хореографическое училище, которое существует уже более 200 лет. Здесь училась великая Анна Павлова. В советский период отсюда вышла блестящая плеяда мастеров танца: Марина Семенова, Наталья Дубинская, Татьяна Вечеслова, Алексей Ермолаев, Вахтанг Чабукиани, Константин Сергеев. Это училище окончила и выдающаяся балерина Галина Уланова.
Биография
Галина Уланова – дочь артистов балета бывшего Петербургского Мариинского театра С.Н. Уланова и М.Ф. Романовой. С детских лет она жила в атмосфере музыки и танца. Мать брала дочь в театр, так как ее не с кем было оставить. Музыкальность Галины, гибкость и мягкость движений, любовь к танцу привели ее родителей к решению отдать девочку в хореографическое училище. И хотя она сама мечтала о другой жизни, выбор родителей предопределил ее судьбу.
Свое образование Уланова получила у прославленного мастера женского классического танца – Агриппины Вагановой, чье имя присвоено теперь лучшему хореографическому училищу нашей страны – Академии русского балета. Пластическая выразительность и одухотворенность танца, сочетавшиеся с удивительной музыкальностью, сулили юной танцовщице блестящее будущее.
16 мая 1928 года Галина Уланова окончила училище. Этой датой помечена первая запись в тетрадке, в которую она впоследствии станет вписывать каждое свое выступление. На торжественном выпускном спектакле она исполнила партии из «Шопенианы», «Арлекинады», дивертисмента «Щелкунчик». Эти партии выбрала для своей ученицы сама Ваганова и охарактеризовала ее так: «тонкое, хрупкое, неземное создание». В этом был своеобразный парадокс: Уланова с детских лет предпочитавшая мальчишеские игры и никогда не стремившаяся к женственности, стала эталоном изящества.
Осенью 1928 года Уланова была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (с 1992 года – ему возвращено историческое название – Мариинский театр).
Балерина театра Чайковского
Уланову справедливо называют «балериной театра Чайковского». Одетта, Одиллия, Аврора и Маша – все это подлинные шедевры женского классического танца. В 1929 году Уланова впервые выступила в балете Чайковского «Лебединое озеро». Партия Одетты стала любимой для нее. Над этим образом она работала неустанно, находя все новые лирические краски и психологические оттенки.
В «Лебедином озере» Уланова исполняла и роль двойника Одетты – коварной обольстительницы Одиллии. И в этой партии она поражала своей виртуозной техникой.
В 1930 году Уланова впервые танцует партию Авроры в «Спящей красавице» Чайковского. Аврора – это олицетворение солнечной радости, весенней свежести и беспечной юности. Пария Авроры – хореографически одна из сложнейших в классическом балетном репертуаре.
В балете Чайковского «Щелкунчик» Уланова со свойственной ей мягкостью, изяществом и лиризмом исполнила партию мечтательной девочки Маши.
Роли Улановой в старых классических балетах
Исполнение артисткой небольших партий в старых классических балетах всегда приобретало необыкновенную свежесть и изящество. Блестяще танцевала Уланова Диану в балете «Эсмеральда», Раймонду в одноименном балете. Одна из любимейших партий Улановой – Жизель в балете французского композитора Адана.
Безоблачной кажется жизнь юной крестьянской девушки Жизели. Нежными акварельными красками рисует Уланова ее счастье. В танце, полном наивной грации, она передает чувство первой любви Жизели к прекрасному юноше, партию которого исполнял Константин Сергеев. Но Альберт обманул Жизель: у него есть невеста. Жизель не может примириться с этим обманом. Словно в полузабытьи, вспоминает она короткие дни своего счастья. Наибольшей выразительности достигает Уланова в трагической сцене сумасшествия Жизели.
Уланова в балетах советских композиторов
В 30-х годах началась работа по созданию советских балетов. Впервые балерина исполнила роль комсомолки западной страны в балете Д. Шостаковича «Золотой век».
В 1934 году на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова был поставлен балет «Бахчисарайский фонтан» композитора Б. Асафьева, написанный по поэме А.С. Пушкина. Поэтический образ польской княжны Марии – один из лучших образов Галины Улановой. Артистка почувствовала светлую лирику пушкинского стиха, и в каждом своем движении, в выразительности мимики воплотила строки гениальной поэмы.
Два года спустя Уланова выступила в новом балете Б. Асафьева «Утраченные иллюзии» по роману Бальзака. Это повесть о трагической судьбе артистки Корали и композитора Люсьена. На языке танца Уланова рассказывает о мечте героини быть любимой и счастливой. Ради денег и мимолетной славы Люсьен бросил Корали. Проникновенно и взволнованно передает балерина душевную драму своей героини.
Вершиной творчества Улановой, самым совершенным по глубине и выразительности хореографического рисунка явился образ Джульетты в балете «Ромео и Джульетта» композитора С. Прокофьева.
На сцене Большого театра
В 1943 году Уланова вступила в труппу Большого театра. Свой вынужденный переезд в Москву она прокомментировала так:
Я коренная петербуржка и Петербург знаю прекрасно. Я никогда бы в Москву не переехала, да так распорядились власти.
Одной из первых ролей Улановой на сцене ГАБТ была роль Золушки в одноименном балете С. Прокофьева. Ей с блеском удалось создать образ пленительной, доброй и очаровательной замарашки. И это не удивительно, ведь по признанию балерины Золушка всегда была ее любимым персонажем:
Мне нравилась эта добрая, веселая, безобидная девушка. Для меня Золушка – это совокупность всего хорошего, что есть в человеке.
Особое внимание привлекает созданный Улановой образ героини китайского народа – танцовщицы Тао Хоа в балете Глиэра «Красный цветок». Балерина сама бывала в Китае, и этот опыт помог ей в работе над образом. Как тонкий и наблюдательный художник, она сумела показать женственность и скромность юной китаянки, ее гордое сердце и героизм.
Закончив сценическую карьеру, Уланова начала преподавать:
Я не все, как мне кажется, сказала на сцене. Поэтому я решила помочь молодым пойти дальше в поисках. С их помощью, через них я могу исследовать новые возможности, которые открывает та или иная роль.
Галина Уланова скончалась 21 марта 1998 года. Похоронили величайшую звезду советского балета на Новодевичьем кладбище.
Основные роли Галины Улановой
Год
|
Спектакль
|
Партия
|
Год
|
Спектакль
|
Партия
|
Театр им. С.М. Кирова
|
ГАБТ (Большой театр)
|
||||
1928
|
Шопениана
|
Вальс и мазурка
|
1944
|
Бахчисарайский фонтан
|
Мария
|
Щелкунчик
|
Па-де-де
|
Жизель
|
Жизель
|
||
Спящая красавица
|
Принцесса Флорина
|
1945
|
Золушка
|
Золушка
|
|
Корсар
|
Па-де-склав
|
1946
|
Шопениана
|
Вальс и прелюдия
|
|
1929
|
Лебединое озеро
|
Одетта-Одиллия
|
Ромео и Джульетта
|
Джульетта
|
|
Щелкунчик
|
Золотой вальс
|
1948
|
Лебединое озеро
|
Одетта-Одиллия
|
|
Спящая красавица
|
Аврора
|
1949
|
Медный всадник
|
Параша
|
|
1930
|
Золотой век
|
Комсомолка
|
Красный мак
|
Тао Хоа
|
|
1931
|
Раймонда
|
Раймонда
|
1954
|
Сказ о каменном цветке
|
Катерина
|
Корсар
|
Па-де-труа
|
||||
Ледяная дева
|
Сольвейг
|
||||
Шопениана
|
Вальс и мазурка
|
||||
1932
|
Жизель
|
Жизель
|
|||
Пламя Парижа
|
Актриса
|
||||
Конек-Горбунок
|
Царь-девица
|
||||
1933
|
Лебединое озеро
|
Лебедь
|
|||
Лебединое озеро
|
Одиллия
|
||||
1934
|
Щелкунчик
|
Маша
|
|||
Бахчисарайский фонтан
|
Мария
|
||||
1935
|
Эсмеральда
|
Диана
|
|||
1936
|
Утраченные иллюзии
|
Корали
|
|||
1938
|
Раймонда
|
Раймонда
|
|||
1940
|
Ромео и Джульетта
|
Джульетта
|
|||
1941
|
Баядерка
|
Никия
|
|||
Пахита
|
Гран па
|
При подготовке использованы материалы диафильма: Галина Уланова. Автор: Долгополов М., Художник-оформитель: Рытман Б., Редактор: Вильвовская Л. - 1958 год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий