вторник, 16 апреля 2019 г.

«Ну, погоди!»: наш ответ диснеевским мультфильмам

В конце 1960-х годов в отечественной анимации появляются циклы фильмов с постоянными героями. Это были и непродолжительные по времени истории, состоящие из 2-3 эпизодов (например, картины про Умку, Карлсона, Вини-Пуха), и самые настоящие сериалы, снимавшиеся в течение нескольких лет.

Некоторые герои советских мультсериалов настолько пришлись по душе зрителям, что их создание растянулось на десятилетия. Например, знаменитый фильм «Ну, погоди!» режиссер Вячеслав Котеночкин снимал с перерывами с 1969 по 1994 г. (в создании последних эпизодов принимал участие режиссер Владимир Тарасов). В 2005 г. Волк и Заяц появились в новых сериях мультфильма, снятых сыном режиссера – Алексеем Котеночкиным. 



Предыстория


В конце 1960-х дирекция «Союзмультфильма» решила выпустить рисованную историю о том, что маленьких обижать нехорошо. Дирекция студии хотела противопоставить диснеевским мультикам адекватный ответ и выделила весьма солидный бюджет.

Для работы над проектом пригласили молодых и довольно известных юмористов Курляндского, Хайта, Камова и Успенского. Им поставили задачу - сделать что-нибудь смешное. Курляндский с Хайтом придумали сюжет. Вот как об этом вспоминает сам А. Курляндский:

Почти сразу была придумана главная идея – фильма-погони. А вот кто за кем гонится, решалось в долгих спорах. Мы перебирали разных персонажей: сначала думали взять лису и петуха, потом – лису и зайца, и наконец, остановились на волке и зайце как наиболее привычных для нашего фольклора персонажах.

Пилотная серия «Ну, погоди!» появилась на экране в виде короткого 3-минутного сюжета в составе первого выпуска мультальманаха «Веселая карусель». Режиссером этого эпизода стал Геннадий Сокольский. Правда, главные герои в его исполнении выглядели совсем иначе, чем в последующих сериях знаменитого мультсериала. Изначально предполагалось, что «Ну, погоди!» станет чем-то вроде комикса, которым всегда будет заканчиваться «Веселая карусель». Но история показалась руководству очень занятной, и ее было решено продолжить как самостоятельный многосерийный фильм.


Ну, погоди! Первая серия.

Однако образы Волка и Зайца, предложенные Г. Сокольским, было предписано изменить. Руководству студии показалось, что персонажи вышли слишком злые, тогда как советским детям нужны добрые герои. Они рекомендовали доработать образы, но художник от переделки и дальнейшего участия в работе отказался. Новая команда, оставив первоначальную идею, изменила все художественные средства: внешний вид героев, графику, юмор.


Вячеслав Котеночкин берется за работу


После Г. Сокольского многие режиссеры отказывались от участия в съемках ленты, считая идею слишком простой и неперспективной. А Вячеслав Котеночкин разглядел в этом простом сюжете потенциал. 

Ну, погоди! Вячеслав Котеночкин

Режиссер вспоминал о начале работы:

Заяц довольно быстро получился – с голубыми глазами, розовыми щечками, вообще очень положительный. А Волк долго не удавался. Потом на улице я увидел парня, прислонившегося к стенке дома. У него были длинные черные волосы, к толстым губам прилипла сигарета, животик вывалился. И я понял, что именно таким должен быть Волк.


Музыкальное оформление или почему Высоцкому не разрешили быть Волком


Погрузившись в работу над будущим фильмом, режиссер понял, что обращаться к композиторам не придется. Было решено использовать самые популярные шлягеры. Так впоследствии и получилось – почти каждое действие героев окрашено музыкально с юмором и смыслом. Например, когда Волк усаживается за руль комбайна в деревне, мы слышим песню ансамбля «Песняры» - «Косил Ясь конюшину», герои катаются на карусели – звучит «Ходит песенка по кругу», оказываются на стройке – «Марш высотников» и т.д.

Актриса Клара Румянова для озвучивания Зайца была утверждена сразу и единогласно. С Волком оказалось сложнее. Когда у Котеночкина спросили, кого из артистов он предлагает, тот спокойно ответил: «Высоцкого». Но режиссеру объяснили, что совсем недавно на пленуме ЦК комсомола Высоцкий был назван одиозной фигурой, тлетворно влияющей на молодежь, а потому озвучивать персонажа детского мультфильма он не может. Самое обидное, что сам Высоцкий дал свое предварительное согласие на участие в картине и даже обещал написать песню, специально для Волка. На роль Волка был утвержден Анатолий Попанов. Впоследствии Котеночкин ни разу не пожалел об этом. Папанов неподражаемо перевоплощался и импровизировал. С его помощью персонаж обрел свою харизму.


Волк и Заяц: единство и борьба противоположностей


Персонажи мультфильма — четко узнаваемые типажи. Волка-пэтэушника и сейчас можно встретить вечером где-нибудь в спальном районе. А Заяц не такой простой, каким кажется на первый взгляд. Его слабость — напускная. Небольшой рост и вес создают иллюзию хрупкости, но он и сам не упускает возможности спровоцировать Волка и посмеяться над ним. Их постоянная погоня не может остановиться. Они не могут друг без друга. И откровенно злобной вражды между ними нет.  

Волк и Заяц. "Ну, погоди!"


Всенародная слава


Уже после показа первого выпуска стало ясно, что мультсериал будет невероятно популярным. С 1969 каждый год выходила новая серия. К мультсериалу сериалу быстро добавился эпитет «народный». Несколько раз Котеночкин был готов завершить съемки, но каждый раз уступал просьбам миллионов зрителей о продолжении.

Ну, погоди! Авторы

«Ну, погоди!» — история советского быта 1970-х годов. История повседневности, которая не документируется в официальных сводках, но сохраняется в памяти народа. Вместо мультфильма о «хорошем» и «плохом» герое, у Котеночкина получился социально обусловленный ироничный фильм, отразивший эпоху. Он получился настолько «своим» и понятным каждому советскому человеку, что успех был предопределен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий