понедельник, 15 апреля 2019 г.

Мультфильмы Юрия Норштейна


Юрий Норштейн
Придя на студию «Союзмультфильм» в 1961 году, Юрий Норштейн поработал и в рисовании, и в кукольной анимации, принимая участие в создании многих знаменитых картин – «Каникулы Бонифация», «Мой зеленый крокодил», «Варежка», «Чебурашка», «Левша» и многих других.

Как интересно порой складывается судьба: человек и не помышлял поначалу трудиться на этом поприще, а в итоге – создал шедевры. На кукольном объединении «Союзмультфильма» он создает свои первые режиссерские работы: «25-е, первый день» (совместно с Аркадием Тюриным), «Сеча при Керженце» (совместно с Иваном Ивановым-Вано).


Лиса и заяц, мультфильм 1973 года


В 1973 году вышел первый самостоятельный фильм Юрия Норштейна – «Лиса и заяц» по знаменитой сказке о том, как лиса выселяет зайца из его лубяной избушки, после того, как ее собственная, ледяная, растаяла. 

Фильм делался по мотивам народной живописи, прежде всего прялочной. Роспись здесь присутствует везде – внутри домика и даже внутри шкафа. Уже в этом фильме проявляется очень важный элемент, который в норштейновской кинематографике и дальше будет играть одну из ведущих ролей – пространство. Оно для художника не просто фон, на котором действуют герои, а живой организм, определяющий многие составляющие картины: атмосферу, музыку, алгоритм повествования. А иногда и диктует свое строение фильма. 

Персонажи фильма «Лиса и заяц» сделаны предельно просто, если бы не одно «но». Заяц смотрит на нас с экрана пронзительно-удивленным взглядом, который словно говорит: «Как же так?» Глаза – вот что всегда поражает в картинах Норштейна. Они у его героев живые.

Норштейн. Лиса и заяц

Цапля и Журавль, мультфильм 1974 года


Следующая картина Норштейна – «Цапля и Журавль», была снята в 1974 году. Сюжет картины незамысловатый – два существа не могут поладить и обрести счастье только потому, что каждый, боясь быть униженным другим, пытается подчеркнуть свою независимость и превосходство. История не зоологическая, а человеческая. Сам режиссер вспоминал: «Меня все время мучило сомнение: как бы не впасть в зооморфизм и не увести эту историю от человеческой природы». А потом нашлось решение – «птицы будут жить где-то среди развалин старой усадьбы». Пространство начало диктовать свои условия. И история Цапли и Журавля по своему драматизму стала почти чеховской. 


Ежик в тумане, мультфильм 1975 года


Знаменитый фильм «Ежик в тумане» поражает и содержанием, и тем, как он сделан. Персонажи действуют в этой странной, магической, туманной среде – входят в нее, куда-то в неведомую глубину, и появляются как будто ниоткуда. Многие до сих пор удивляются – как это снято?

Юрий Норштен раскрыл секрет:

На «Ежике» мы вообще не имели съемочного станка, даже самого элементарного. И камеру приходилось ставить на штатив, то есть условия были самые допотопные. Но именно дремучий метод заставил нас думать. В результате мы с кинооператором Сашей Жуковским открыли принципиально новый метод съемки на ярусных стеклах. В сущности, мы освободили камеры от привычного перпендикулярного положения по отношению к плоскости яруса. И уже потом был сделан станок с подвижной во всех осях камерой. 

А принцип тумана прост. Надо смотреть древних. В Китае и в других восточных странах марионеточный плоский театр строился на силуэтном теневом принципе. За тонкой матовой пленкой находились плоские марионетки-фигуры, за ними источник света из глубины сцены. Таким образом, зритель видел за матовой пленкой силуэт. Чем дальше от пленки ты относишь куклу, тем мягче расплывается ее силуэт, и кукла исчезает. Вот, собственно, и весь принцип. Все появления Ежика, Собаки, Филина из тумана, их исчезновение в тумане сделаны подобным образом.

Ежик в тумане: сюжет и смысл


Фильм снят по сказке, предложенной Сергеем Козловым, но ее сюжет был основательно переработан. События вроде остались прежними, но философия вышла совсем иная. Конструкция сценария предельно проста. Ежик каждый вечер ходит к своему другу Медвежонку. Но однажды попадает в туман и видит другую, незнакомую ему жизнь. Он столкнулся с тайной. Он бродит в тумане и только слышит зовущий крик Медвежонка.

Существует масса интерпретаций смыслов этого фильма. Детские психологи говорят о том, что в картине отражены все основные страхи ребенка – боязнь темноты, неизвестности, одиночества, потери нити, связывающей с привычной средой. Другая трактовка: все эти странствия в тумане – метафора о глобальном поиске себя, борьбе с самим собой… А какой смысл в фильм хотел вложить режиссер?

Когда начинался худсовет по «Ежику в тумане», мне все говорили: «Зачем ты взял эту сказку?» Я взял слово и объяснил, о чем этот фильм так: «Земную жизнь пройдя до половины, я заблудился в сумрачном лесу». Я люблю фильмы, где нет каких-то эффектных историй, где мысль сама по себе прозаична, но под мыслью режиссера она обретает глобальный характер.
 
Я считаю, что этот фильм для становления личности очень важен. Многие психологи о нем писали, что он благотворно влияет на детскую психику, так как в нем рассказывается о целом веере чувств и открытий, которые происходят у ребенка в связи с тем, что он видит на экране. И не только ребенка. Мне психиатры говорили: «Ежик в тумане» для нас – как научное пособие. Фильм абсолютно точно воспроизвел все психические реакции от начала и до финала, и они четко согласуются с тем, что происходит с психикой человека в состоянии потрясения. Но я не думал об этом, создавая фильм. Если заранее просчитывать, ничего не получится. Действие просто развивалось по порядку, как я это чувствовал.

Сказка сказок, мультфильм 1979 года


Есть у Юрия Норштейна и совершенно особенная картина – «Сказка сказок». О чем она? О детстве, о памяти, о простых понятных вещах, дающих силу жить… Он обо всем том, что составляет основу жизни. Но главная тема фильма – Дом. Фильм начинается с того момента, когда дом покидают последние жильцы. Остается Волчок – тот самый, который из детской колыбельной. И снова – пронзительные глаза. Фильм делится на несколько тем-эпизодов: это и тема Волчка, и зимы, и войны, и дома. 

В ленте переплетаются прошлое и будущее, правда и вымысел, воспоминания от детстве и размышления взрослого человека. Фильм приглашает зрителя прогуляться по запутанным лабиринтам памяти, по своей поэтике и художественной выразительности он близок картинам Тарковского, а по изобразительным средствам – японской живописи. 


Незаконченный фильм Норштейна


Всю душу режиссер вложил и в фильм «Шинель» по одноименной повести Н.В. Гоголя, который пока не завершен. Работа над этой картиной длится больше 30 лет, но готов он пока не больше, чем на треть. Уникальное, рукотворное искусство Юрия Норштейна не терпит поспешности. Чтобы проникнуть в глубину его насыщенных кадров, проследовать за персонажами по коридорам настроений, нужно время. Время для зрителя, которое нужно потратить на работу воображения, души и мысли, чтобы уловить, почувствовать бередящие душу ноты. 

Юрий Норштейн
Слева направо и сверху вниз: 1. Юрий Норштейн. Съемки фильма «Сказка сказок». 1979 г. 2. Юрий Норштейн и кинооператор Александр Жуковский. Съемки фильма «Шинель», 1985 г. 3. Юрий Норштейн. Съемки фильма «Шинель», 1985 г. 4. Юрий Норштейн и кинооператор Александр Жуковский. Съемки фильма «Шинель», 1985 г.

Фильмография Юрия Норштейна




Режиссер
Сценарист
Художник
1962
Две сказки


 +
1963
Сказка о старом кедре


 +

Внимание! В городе волшебник!


 +
1964
Левша


 +
1965
Как один мужик двух генералов прокормил


 +

Каникулы Бонифация


 +
1966
Мой зелёный крокодил


 +
1967
Варежка


 + 

Легенда о злом великане


+

Ну и рыжик!


 + 
1968
25-е, первый день
в соавторстве с А. Г. Тюриным
в соавторстве с А. Г. Тюриным
в соавторстве с А. Г. Тюриным

Осторожно, щука!


+
1969
Времена года
в соавторстве с И. П. Ивановым-Вано

+

Дети и спички (социальная реклама)
+



Жадный Кузя


+

Мистер-Твистер


+
1970
Письмо


+

Бобры идут по следу


+
1971
Сеча при Керженце
в соавторстве с И. П. Ивановым-Вано

+

Достояние республики (фильм)


+

Лошарик


+

Чебурашка


+
1972
Мама


+

Заветная мечта


+

Новогодняя сказка


+
1973
Лиса и заяц
+

+

Аврора


+

Айболит и Бармалей


+

Часы с кукушкой


+
1974
Цапля и Журавль
+
в соавторстве с Р. Качановым
+

Шапокляк


+
1975
Ёжик в тумане
+

+
1976
38 попугаев


+
1977
«Я к вам лечу воспоминаньем…»


+
1979
Сказка сказок
+
в соавторстве с Л. Петрушевской
+
1980
«И с вами снова я»


+
с 1981
Шинель
+
в соавторстве с Л. С. Петрушевской
+
1982
Осень


+
1986
Банкет


+
1987
Любимое мое время


+

Пейзаж с можжевельником


+
1990
Возвращение


+
1994
Русский сахар (коммерческая реклама)
+


1999
Спокойной ночи, малыши! (заставка)
+


2003
Зимние дни
+




Видео по теме






Источник: Горшкова Д.В. История российской мультипликации. XX век. - М.: Издательский дом "Варио", 2016.  - 528 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий