суббота, 13 апреля 2019 г.

Петров Анатолий Алексеевич (1937-2010)

Анатолий Петров мультипликатор
Анатолий Петров пришел в «Союзмультфильм» в конце 1950-х и долгое время работал мультипликатором. Природа движения в анимации интересовала его всегда. Он постоянно изучал и совершенствовал ее в своих работах, достигнув в этом искусстве небывалых высот. Многие режиссеры студии мечтали, чтобы героев их фильмов «одушевил» именно он. Про него говорили, что он «может всё». 


«И мама меня простит», мультфильм 1975 года


Петров начинает поиски воплощения объемно-пространственного изображения на экране. Они прослеживаются уже в его сюжетах к альманаху «Веселая карусель» - «Голубой метеорит» и «Чудо». Фильм «И мама меня простит», вышедший в 1975 г., стал первой яркой попыткой режиссера продемонстрировать свое уникальное видение. Это была рисованная картина, но персонажи выглядели объемными. При этом ни компьютер, ни 3D технологии задействованы не были.

Сюжет ленты основан на стихотворении Эммы Мошковой «Обида». Режиссер воссоздал на экране то, что делал бы в тайге маленький герой: тушил пожары, спасал людей… Разумеется, вся эта история могла воплотиться только в богатом детском воображении. Такой подход к сверхреалистичному изображению был не просто новаторским, - он разрушал общепринятые каноны мультипликации. У аниматоров всегда считалось, что чрезмерно реалистичный рисунок противоречит самой природе мультфильма. Анатолий Петров решил опровергнуть эту «основу основ». Он поставил для себя задачу – «положить на лопатки игровое кино». 

И мама меня простит. Петров

Не все поняли и приняли его подход. Отзывы были самыми разными – от восторженных до осуждающих. Некоторые обвинили его в использовании приемов игрового кино. А большинство просто не понимали, как это сделано. 

Федор Хитрук высказался так:

Чудо этого фильма – в достоверности фактуры (а ведь фильм рисованный). Мне импонирует дерзость художника, который, владея мастерством одушевления, позволяет себе «играть» персонажами. Убедительность его фильма – в достоверных подробностях движения, жеста, мимики, в отборе детали. Так падает, вызывая страх, шапка с головы героя далеко вниз, в бурный поток. Сколько условных мультперсонажей падали на наших глазах с крыш, башен, утесов! Мы не ощущаем ни опасности, ни высоты – персонаж-то рисованный. Здесь сердце замирает при виде мальчика, который ползет по раскачивающемуся канату. Потому что подлинность движения убеждает. 


Научная фантастика в мультфильмах Петрова


После «И мама меня простит» Петров решает создать ленту в жанре, который его давно привлекал, - научной фантастики. В фильме «Полигон» (1977), снятому по рассказу С. Гансовского, изображение становится еще более реалистичным, детальным, объемным. Картина – о необходимости думать о последствиях, нести ответственность за то, что ты делаешь. Так уникальное изобретение – танк, способный улавливать биотоки человека, действовать в соответствии с его мыслями, - в конце концов убивает и своего создателя, и ни в чем не повинных людей.

Военных специалистов, проводящих эксперименты с танком, режиссер наделил внешностью известных артистов – Жана Габена, Пола Ньюмена, Мела Феррера. Степень портретного сходства поражает. До Петрова никто не изображал рисованных персонажей подобным сверхреалистичным образом.


Древнегреческие мифы в мультфильмах Петрова


Продолжая совершенствовать свою уникальную технологию, он пробует ее и в следующей теме – картинах на основе древнегреческих сюжетов. «Геракл у Адмета» - первый в этом цикле фильм. Работая над ним, он осуществил задачу, к которой шел давно, - создал на экране эффект движущейся живописи или движущейся лессировки.

Лессировка – это прием, при котором полупрозрачные слои краски наносят поверх основного цвета для получения более глубокого, сложного по цвету изображения.

Анатолий Петров хотел, чтобы его анимационный рисунок воссоздал движение лессировки в живописи. Он стремился достичь эффекта световой обтекаемости фигуры и показать, что с ней произойдет, как заиграет каждая складка и самый маленький световой нюанс, если эта фигура повернется спиной, боком, пойдет или побежит. Каждый кадр он снимал в две экспозиции: сначала наносил контурный рисунок, а затем в него впечатывались светотени. Был проделан гигантский объем работы, но режиссер вновь столкнулся с непониманием. Многие просто не могли поверить, что такое достижимо средствами анимации. Но Петров доказал, что это возможно, в очередной раз сломав устоявшиеся представления. Он создал трехмерный рисунок с помощью традиционных для аниматора того периода средств – мульткраски, тушевого контура и целлулоида. Никаких компьютерных технологий!

Анатолий Петров, мультипликатор

Его метод называли фотографикой, графической живописью… Он был сложным настолько, что далеко не каждый художник мог овладеть им. Поэтому почти всю работу Петров делал сам. Это увеличивало сроки работы над фильмами. Режиссера вызвали в Госкино и заявили: «Товарищ Петров, бросьте этот муравьиный труд! Вы должны понимать, что без картины советский кинематограф обойдется!». Но он не сдался – и после 5 лет тяжелейшей работы над первым фильмом постепенно начали появляться следующие картины древнегреческого цикла:  «Рождение Эрота», «Дафна», «Нимфа Салмака», «Полифем, Акид и Галатея».


Источник: Горшкова Д.В. История российской мультипликации. XX век. - М.: Издательский дом "Варио", 2016.  - 528 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий