Вряд ли кто-либо из жителей
России сможет угадать, о ком пойдет речь в этой статье. Потому что на родине
художника его имя известно лишь узкому кругу специалистов. Однако за рубежом
оно невероятно популярно. В 1961 году в Лондоне был установлен мировой рекорд –
его выставку посетило 205 000 человек, а по продажам своих картин он
уступал только Пикассо. Герой сегодняшней заметки – Владимир Григорьевич
Третчиков.
Родился Владимир Третчиков 26
декабря 1913 года, в Южной Сибири, на территории нынешнего Казахстана. Своего
отца в интервью он называл по-разному – то крупным землевладельцем, то
скотопромышленником. После революции 1917 года семья оказался в Харбине. Но
юный эмигрант очень рано потерял родителей, с 11 лет он был вынужден
самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Он трудился печатником в типографии,
разнорабочим в театре, малевал декорации, а все свободное время рисовал,
чувствуя, что именно в этом его призвание.
В 15 лет он нарисовал портрет
В.И. Ленина, который так понравился его работодателю – директору КВЖД, что тот
снабдил юного художника деньгами и отправил учиться. Деньги у него были
украдены, до места учебы Третчиков так и не добрался, но с этого момента он
прочно связал свою жизнь с живописью. Молодой художник обладал не только
незаурядным талантом, но и невероятной трудоспособностью. Писал маслом,
акварелью, углем, карандашом. Работал быстро и точно. Но тут гранула Вторя
мировая война.
Дальше начались события, которые
могли бы лечь в основу остросюжетного фильма. Третчиков был разлучен с женой и
дочерью, эвакуированными в Кейптаун. Чудом выжил после кораблекрушения. Попал в
японский плен. Наконец, оказался в Индонезии, где и начал создавать картины,
прославившие его на весь мир.
Одна из картин, ставших его
визитной карточкой, «Красный пиджак», изображала восточную красавицу с
полуобнаженной грудью, рядом с ней – ритуальный кинжал. Эротический вызов,
новый для тех лет, а также элементы восточной экзотики произвели фурор.
Особый успех имела «Китаянка» -
картина с изображением экзотической дамы с лицом неестественного зеленоватого
оттенка.
Для жителей Англии, Канады, Новой Зеландии, Австралии, Южной Африки
репродукции с этой картины стали такими же привычными, как у нас «Три богатыря»
или «Утро в сосновом лесу». Стали популярными и другие его портреты восточных
женщин с такой же экспрессивной цветовой гаммой – « Мисс Вонг», «Дама с
Востока», «Зулусская девушка» и другие.
Художник оказался превосходным
менеджером своих собственных работ, он «штурмом» взял западный арт-рынок. Репродукции
с картин Третчикова продавались не только в художественных салонах, но и в
отделах дамского белья в универмагах и даже в аптеках.
В Советском же Союз на творчество художника было наложено строжайшее табу. Его полуобнаженные восточные красавицы, по мнению советских критиков, всего лишь «эстетство» и «разложение».
Комментариев нет:
Отправить комментарий