четверг, 25 октября 2018 г.

Самый популярный в мире русский художник


Вряд ли кто-либо из жителей России сможет угадать, о ком пойдет речь в этой статье. Потому что на родине художника его имя известно лишь узкому кругу специалистов. Однако за рубежом оно невероятно популярно. В 1961 году в Лондоне был установлен мировой рекорд – его выставку посетило 205 000 человек, а по продажам своих картин он уступал только Пикассо. Герой сегодняшней заметки – Владимир Григорьевич Третчиков.



Родился Владимир Третчиков 26 декабря 1913 года, в Южной Сибири, на территории нынешнего Казахстана. Своего отца в интервью он называл по-разному – то крупным землевладельцем, то скотопромышленником. После революции 1917 года семья оказался в Харбине. Но юный эмигрант очень рано потерял родителей, с 11 лет он был вынужден самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Он трудился печатником в типографии, разнорабочим в театре, малевал декорации, а все свободное время рисовал, чувствуя, что именно в этом его призвание.



В 15 лет он нарисовал портрет В.И. Ленина, который так понравился его работодателю – директору КВЖД, что тот снабдил юного художника деньгами и отправил учиться. Деньги у него были украдены, до места учебы Третчиков так и не добрался, но с этого момента он прочно связал свою жизнь с живописью. Молодой художник обладал не только незаурядным талантом, но и невероятной трудоспособностью. Писал маслом, акварелью, углем, карандашом. Работал быстро и точно. Но тут гранула Вторя мировая война.



Дальше начались события, которые могли бы лечь в основу остросюжетного фильма. Третчиков был разлучен с женой и дочерью, эвакуированными в Кейптаун. Чудом выжил после кораблекрушения. Попал в японский плен. Наконец, оказался в Индонезии, где и начал создавать картины, прославившие его на весь мир.



Одна из картин, ставших его визитной карточкой, «Красный пиджак», изображала восточную красавицу с полуобнаженной грудью, рядом с ней – ритуальный кинжал. Эротический вызов, новый для тех лет, а также элементы восточной экзотики произвели фурор.





Особый успех имела «Китаянка» - картина с изображением экзотической дамы с лицом неестественного зеленоватого оттенка. 



Для жителей Англии, Канады, Новой Зеландии, Австралии, Южной Африки репродукции с этой картины стали такими же привычными, как у нас «Три богатыря» или «Утро в сосновом лесу». Стали популярными и другие его портреты восточных женщин с такой же экспрессивной цветовой гаммой – « Мисс Вонг», «Дама с Востока», «Зулусская девушка» и другие.




Художник оказался превосходным менеджером своих собственных работ, он «штурмом» взял западный арт-рынок. Репродукции с картин Третчикова продавались не только в художественных салонах, но и в отделах дамского белья в универмагах и даже в аптеках.


В некоторых его работах присутствуют и русские мотивы, например, «Понедельник перед Великим постом» или «Умирающий лебедь». Но все же для обывателей англоговорящих стран картины Третчикова явились олицетворением далекого и сказочного Востока. 


В Советском же Союз на творчество художника было наложено строжайшее табу. Его полуобнаженные восточные красавицы, по мнению советских критиков, всего лишь «эстетство» и «разложение».


Комментариев нет:

Отправить комментарий