Кинематограф явился миру как чудо
техники и во младенчестве был рыночным аттракционом, «киношкой». Когда и как
кино стало искусством – вопрос не праздный. Ученые многих стран стремятся
ответить на него. Сначала камера потеряла холодность наблюдателя: обрела точку
зрения, а затем и темперамент – она стала художественным инструментом.
Кинематограф прошел долгий путь самосознания – выбрал свои законы. Добавим еще,
что кино стало искусством, когда дерзнуло решать сложные проблемы времени.
Фильмы Вертова, Эйзенштейна, Пудовкина – сердце искусства 1920-х годов. Режиссеры-новаторы, они по праву стали учителями последующих поколений кинематографистов.
Все понимали, что воссоздание
подлинных исторических событий средствами старого кино с его рутиной, штампами,
мещанской мелодрамой невозможно. Время выдвинуло на первый план тех, кто
совершил «бунт в глубинах кинематографической эстетики». Такими «бунтарями»
выступили Дзига Вертов, Сергей Эйзенштейн
и Всеволод Пудовкин.
Вертов Дзига (1896-1954)
– выдающийся советский кинорежиссер, один из «пионеров» документального кино,
автор статей по теории киноискусства. В 1922-1924 стал инициатором выпуска ежедневного
киножурнала «Киноправда». Им же организована группа «Киноки». «Кинок» - кинооко
– человек, который уверовал в абсолютную силу кинокамеры.
«Я киноглаз… Я в непрерывном
движении. Я приближаюсь и удаляюсь… я врезаюсь… я бегу… я падаю и взлетаю».
Позже, правда, Вертов скажет, что в этих бомбах-манифестах «было больше
взрывчатых веществ, чем здравого смысла».
Один из выпусков его «Киноглаза»
получил диплом Всемирной выставки в Париже (1925 год). А фильм «Человек с
киноаппаратом», вышедший на экраны в 1929 году, в 2014 году был назван лучшим
документальным фильмом всех времен. Такие результаты голосования обнародовал
Британский киноинститут.
Эйзенштейн Сергей (1898-1948)
– советский кинорежиссер, сценарист, теоретик кино, педагог.
В 1925 году на экраны вышел
первый фильм из задуманного им цикла «К диктатуре» - «Стачка». Картина
произвела революцию в мире кино. Отзывы были неоднозначными. Но необычные
ракурсы, использование кинометафор, сочетание несочетаемого в границах одного
кадра - сделали Эйзенштейну славу режиссера-новатора. Следующая картина цикла –
«Броненосец Потемкин» превзошла успех первой киноленты. Ее назвали лучшим
фильмом не только зрители, но и критики. Третья лента трилогии – «Октябрь»,
1927 год – ознаменовала переход Эйзенштейна от «аттракционов» к
«интеллектуальному кино».
«Вероятно, не я один впервые понял, что кинематограф существует как великое и серьезное искусство, когда увидел на экране… сначала «Броненосец» Эйзенштейна, а вслед за тем – «Мать» Пудовкина. Это было два поистине ослепительных открытия» (М. Ромм).
Пудовкин Всеволод (1893-1953)
– советский кинорежиссер, актер, сценарист, художник кино.
Дебютный фильм Пудовкина «Мать»
(экранизация горьковского романа), вышедший на экраны в 1926 году, до сих пор
считается одним из крупнейших достижений советского кинематографа. Рассказать о
времени, показывая судьбу отдельного человека, - такова была творческая задача
Пудовкина. Именно это и принесло его фильму небывалый успех.
Осенью 1927 года на экраны вышел новый
фильм режиссера – «Конец Санкт-Петербурга». В следующем, 1928 году, - «Потомок
Чингис-хана». Эти три киноленты составили не только этап в творчестве Пудовкина,
но и этап в развитии кино. Они стали первыми попытками создания психологической
социальной драмы. В центре – человек, осознающий себя, свою связь с обществом и
историей.
Фильмы Вертова, Эйзенштейна, Пудовкина – сердце искусства 1920-х годов. Режиссеры-новаторы, они по праву стали учителями последующих поколений кинематографистов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий