пятница, 16 ноября 2018 г.

Советское киноискусство 1920-х годов

Кинематограф явился миру как чудо техники и во младенчестве был рыночным аттракционом, «киношкой». Когда и как кино стало искусством – вопрос не праздный. Ученые многих стран стремятся ответить на него. Сначала камера потеряла холодность наблюдателя: обрела точку зрения, а затем и темперамент – она стала художественным инструментом. Кинематограф прошел долгий путь самосознания – выбрал свои законы. Добавим еще, что кино стало искусством, когда дерзнуло решать сложные проблемы времени.

Все понимали, что воссоздание подлинных исторических событий средствами старого кино с его рутиной, штампами, мещанской мелодрамой невозможно. Время выдвинуло на первый план тех, кто совершил «бунт в глубинах кинематографической эстетики». Такими «бунтарями» выступили Дзига Вертов,  Сергей Эйзенштейн и Всеволод Пудовкин.


Вертов Дзига (1896-1954) – выдающийся советский кинорежиссер, один из «пионеров» документального кино, автор статей по теории киноискусства. В 1922-1924 стал инициатором выпуска ежедневного киножурнала «Киноправда». Им же организована группа «Киноки». «Кинок» - кинооко – человек, который уверовал в абсолютную силу кинокамеры.


«Я киноглаз… Я в непрерывном движении. Я приближаюсь и удаляюсь… я врезаюсь… я бегу… я падаю и взлетаю». Позже, правда, Вертов скажет, что в этих бомбах-манифестах «было больше взрывчатых веществ, чем здравого смысла».

Один из выпусков его «Киноглаза» получил диплом Всемирной выставки в Париже (1925 год). А фильм «Человек с киноаппаратом», вышедший на экраны в 1929 году, в 2014 году был назван лучшим документальным фильмом всех времен. Такие результаты голосования обнародовал Британский киноинститут.


Эйзенштейн Сергей (1898-1948) – советский кинорежиссер, сценарист, теоретик кино, педагог.

В 1925 году на экраны вышел первый фильм из задуманного им цикла «К диктатуре» - «Стачка». Картина произвела революцию в мире кино. Отзывы были неоднозначными. Но необычные ракурсы, использование кинометафор, сочетание несочетаемого в границах одного кадра - сделали Эйзенштейну славу режиссера-новатора. Следующая картина цикла – «Броненосец Потемкин» превзошла успех первой киноленты. Ее назвали лучшим фильмом не только зрители, но и критики. Третья лента трилогии – «Октябрь», 1927 год – ознаменовала переход Эйзенштейна от «аттракционов» к «интеллектуальному кино».

«Вероятно, не я один впервые понял, что кинематограф существует как великое и серьезное искусство, когда увидел на экране… сначала «Броненосец» Эйзенштейна, а вслед за тем – «Мать» Пудовкина. Это было два поистине ослепительных открытия» (М. Ромм).


Пудовкин Всеволод (1893-1953) – советский кинорежиссер, актер, сценарист, художник кино.

Дебютный фильм Пудовкина «Мать» (экранизация горьковского романа), вышедший на экраны в 1926 году, до сих пор считается одним из крупнейших достижений советского кинематографа. Рассказать о времени, показывая судьбу отдельного человека, - такова была творческая задача Пудовкина. Именно это и принесло его фильму небывалый успех.  

Осенью 1927 года на экраны вышел новый фильм режиссера – «Конец Санкт-Петербурга». В следующем, 1928 году, - «Потомок Чингис-хана». Эти три киноленты составили не только этап в творчестве Пудовкина, но и этап в развитии кино. Они стали первыми попытками создания психологической социальной драмы. В центре – человек, осознающий себя, свою связь с обществом и историей.


Фильмы Вертова, Эйзенштейна, Пудовкина – сердце искусства 1920-х годов. Режиссеры-новаторы, они по праву стали учителями последующих поколений кинематографистов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий